По мнению И. Ф. Анненского, «индивидуальность Горького представляет
интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом.
Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а между тем ему
доступна высшая форма этого чувства, та, когда человек понимает и любит
красоту мысли». Согласны ли вы с мнением поэта? Что, по вашему мнению,
составляет эстетическую ценность мысли? Как в пьесе «На дне» выражена
любовь к «красоте мысли»? *
Справедливость этого утверждения можно доказать на примере предложения 26. Обратите внимание на то, какие средства выразительности использует Ю. Яковлев. Звуки слышатся в метафоре «…переливались разводы…..» и олицетворении «…рухнула радуга…». А образы и мысли в сравнении «…будто где-то… произошла катастрофа…». Все эти слова позволяют нам ярко представить картину произошедшего.
Автор переживает за своего героя, сочувствует собаке, и его отношение к этой истории проявляется через грамматические явления, например, в предложении 41. Вводное слово «наверное» и многоточие в конце предложения вносят эффект сомнения, прерванной мысли, вызванных волнением и переживаниями говорящего.
Следовательно, К.Г. Паустовский был прав, утверждая, что «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
«Итак, припряжем подлеца!» Так начинает Н.В. Гоголь свое повествование о непростой судьбе главного героя «Мертвых душ» - Чичикова. Нам представлен полноватый, аккуратный господин, слегка нервный, но упорный в достижении своих целей. Отремонтированная бричка несет ранее недовольного, но подобревшего и сомлевшего в дороге барина. Покуда герой дремлет в пути, мы можем пройти от детства Павлуши, до его гениальной аферы, опираясь на основные вехи его биографии.
Детские воспоминания Чичикова сводятся к батюшкиным назиданиям и прописям. Это единственное место в произведении, где главный герой вызывает умиление своим озорством, перепачканной чернилами физиономией и кручеными папенькой ушами. На этом светлые воспоминания кончаются, и Павлуша едет в новую жизнь. Отвезя наследника в город и пристроив на житье у тетки, отец напутствует сына очень лаконично, но тем самым определяя всю его судьбу: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все на свете копейкой».
Что заставило Павлушу неукоснительно следовать совету отца, мы не знаем, но Гоголь характеризует его как мальчика с полным отсутствием талантов к обучению, но приметного практичностью, опрятностью и прилежанием. В школьные годы Чичиков уже умел отказать себе во всем. Он не только не тронул денег, данных отцом, но и скопил приличную сумму наживы были чаще неблаговидными, но законными: прижимистость, умение разжиться за чужой счет, спекуляция на слабостях одноклассников. Благодаря школьному учителю, который более всего ценил в подопечных послушание и прилежание, Чичиков получил отличный аттестат и стал устраиваться в жизни.
Начинать пришлось с самых низов, но, благодаря школьной закалке, наш герой был терпелив и прилежен. Никто и никогда не слышал от него жалоб, не видел пьяным или несдержанным, однако все и всегда отмечали его услужливость, аккуратность и выдержку. Карьера строилась – деньги множились. Но Чичиков не делал из них Бога – он ждал. Ждал, когда их будет достаточно для жизни, той роскошной жизни, за которой он наблюдал, стоя с раскрытым ртом на шумных улицах у высоких домов. А пока, законсервировав все свои желания и потребности, он шел к цели. Прежде всего, оставаясь в рамках закона, он строил карьеру на почтении, лести, игре на слабых сторонах начальства.
И вот, став человеком заметным, Чичиков учится оттачивать мастерство взяточника. Понимая, что лишен талантов, весьма практичный чиновник осознает, что честным служением или делом ему денег не добыть. А взятки просители несут сами. Не доведя задуманное до конца, Чичиков покидает насиженное место, ибо в России периодически начинаются кампании против воров и взяточников.
И снова с нуля. Но второе имя Павла – терпение. Снова низы, снова почитание, служение и дорога наверх. Чичиков пробивается в таможню. Мастерство афериста пополняется новыми навыками: безупречной честностью и прилежанием он добивается места, где может воплощать свои самые смелые идеи. Тут мы замечаем склонность Чичикова к роскоши – его манят тонкие рубахи, французские мыла, кружева. Деньги, много денег – вот мечта «будущего отца семейства» - оправдывающего себя тем, что потомки не простят ему, коли оставит он их без достойного состояния. Однако гневное слово, брошенное в адрес коллеги, сведущего в махинациях нашего героя, стоило ему карьеры, состояния и едва не подвело под суд. Кругленький, льстивый, улыбчивый и почтительный Чичиков выскользнул из лап правосудия, сохранив пару тысяч на черный день.
И опять из низов поднимается непотопляемый делец. «Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться от новых попыток». Тут судьба уготовила Чичикову новую, малоизвестную должность – поверенный, а вместе с ней и новую гениальную идею обогащения. Случайная фраза в казне по поводу мертвых крестьян: «Ну, так чего же вы оробели? – сказал секретарь, – один умер, другой родится, а все в дело годится», - разожгла в практичном уме Павла Ивановича искру гениальнейшей аферы, а в воображении Гоголя родилась идея создать нетленное произведение.