Стихотворение зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах. стремительное начало стихотворения «мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже радостное и светлое настроение. и вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера , бури за окном, печального настроения героини. пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). и вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра. яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, бодрое, веселое настроение. автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвертой строфе стихотворения. комната эта уже не уныла, как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени , на волю, на свежий воздух! — призывает автор.
Роман а. с. пушкина «дубровский» был написан на основе реальных событий – восстания крестьян, недовольных своей тяжелой жизнью после войны 1812 года. автор с большой точностью изображает не только быт и нравы деревни, но и уклад помещичьей жизни со своими забавами и излишествами. главный герой произведения – владимир дубровский, о чем говорит название романа. все описываемые события связаны с его личностью, его судьбой. по ходу повествования характер, мировоззрение, внутренний мир дубровского претерпевают изменения. он испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный дефорж, грозный и честный разбойник. цель таких попыток – изменить судьбу. но сделать это не удается, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которыми были и у отца, - бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь. бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. все попытки владимира отстоять свое право быть бедными и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением. в начале романа это молодой дворянин, единственный сын помещика, будущий хозяин имения, барин. он воспитан гувернерам, обучался в кадетском корпусе, служил в гвардейском пехотном полку в петербурге и не имел представления о жизни крепостных крестьян. дубровский вел праздную жизнь типичного молодого дворянина, играл в карты, тратил отцовские деньги, которые высылались ему в нужном количестве, не задумывался о будущем. письмо с известием о болезни отца взволновало героя. дубровский, несомненно любил своего отца, хотя и не знал его по-настоящему. обрушившиеся внезапно несчастья, такие как гибель отца и потеря имения, меняют молодого человека. после похорон он понимает, что остался один на свете. дубровский задумывается о том, что ждет его дальше. это уже не беззаботный юноша, а человек, ответственный за судьбы подвластных ему людей - крестьян. герой хочет мстить, но не только за себя, а за всех несправедливо обиженных. однако он не жесток: грабит только богатых, словно благородный разбойник, и никого не убивает. образ дубровского приобретает романтические черты. для осуществления своей мести герой проникает в дом троекурова под видом учителя-француза дефоржа. тут он встречает марию кириловну троекурову. внезапно вспыхнувшая к ней любовь меняет его планы. он отказывается от мести. любовь к маше преображает героя. читая эпизоды о жизни дубровского в доме троекурова, мы впервые узнаем о его внешности. автор дает лишь скупые его портретные черты: двадцать три года, роста среднего, глаза карие, волосы русые, нос прямой. но больше внимания уделено его храбрости и хладнокровию. эпизод с медведем является ярким тому подтверждением. герой не оробел, не испугался голодного зверя, чем заслужил уважение даже кирилы петровича. не меньшее восхищение вызывают у читателя честность и благородство дубровского. он признается маше в своей любви, рассказывает, кто он такой, и, ни на что не надеясь, обещает ей .в заключении романа, когда, казалось бы, близок счастливый конец, дубровский терпит неудачу. он оказывается одиноким, никому не нужным и не видит смысла в дальнейшем существовании. мы узнаем лишь поверхностные факты из его последующей биографии, но понимаем что дальнейшая жизнь героя будет наполнена печалью и безысходностью.