Эпитеты: теплые и сырые дни, русские, уездные; глухой, занесенной сугробами усадьбы; грязных и угарных номерах; человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый; мерзких номерах; ясным глазкам, к его чистому, нежному личику; лазурные детские глаза; серые снежные поля.
Сравнения: Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику; он свеж и чист, как ангел.
Метафоры: воздух, пахнущий праздничным чадом из труб; густой, горячий угар стоит повсюду; Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи!; Город принимает смиренный и будничный вид.
Описание природы в "Кавказском пленнике" служит для придания выразительности поступкам героев. Л. Н. Толстой описывает природу в преддверии совершения ими этих поступков, объясняя их внутреннее состояние и побудительные мотивы действий. Когда обоз выступает из крепости и медленно едет по выжженной от зноя степи, "пыль, жара, солнце", которое так и печёт, вынуждают Жилина и Костылина уехать вперёд, чтобы быстрее добраться до места назначения, но по дороге они попадают в плен. В плену Жилин вынашивает план побега и гроза подсказывает ему, что надо бежать: "Вот как гроза, везде ручьи бегут". На татарской стороне всюду горы, "промеж гор всюду лес синеется, а там ещё горы -- всё выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом", как бы подсказывая, что этот путь неверен. Зато с русской стороны " под ногами речка, садики кругом. Дальше -- горы, а за ними лес, а ещё дальше ровное место, где крепость". Увидя этот пейзаж, Жилин уверился, что этот путь ведёт к освобождению и был прав. "Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых - алые; в чёрных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката", указывая Жилину путь к свободе.
Сравнения: Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику; он свеж и чист, как ангел.
Метафоры: воздух, пахнущий праздничным чадом из труб; густой, горячий угар стоит повсюду; Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи!; Город принимает смиренный и будничный вид.
Когда обоз выступает из крепости и медленно едет по выжженной от зноя степи, "пыль, жара, солнце", которое так и печёт, вынуждают Жилина и Костылина уехать вперёд, чтобы быстрее добраться до места назначения, но по дороге они попадают в плен.
В плену Жилин вынашивает план побега и гроза подсказывает ему, что надо бежать: "Вот как гроза, везде ручьи бегут".
На татарской стороне всюду горы, "промеж гор всюду лес синеется, а там ещё горы -- всё выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом", как бы подсказывая, что этот путь неверен. Зато с русской стороны " под ногами речка, садики кругом. Дальше -- горы, а за ними лес, а ещё дальше ровное место, где крепость". Увидя этот пейзаж, Жилин уверился, что этот путь ведёт к освобождению и был прав.
"Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых - алые; в чёрных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката", указывая Жилину путь к свободе.