Никитин по праву заслужил звание одного из самых замечательных мастеров русского пейзажа. В стихотворении «Зимняя ночь в деревне», датированном декабрем 1853 года, он с удивительной теплотой и проникновенностью описывает картины родной земли. Произведение отличается ясностью выражения мыслей, простотой, доступностью, реалистичностью. Это связано с творческой позицией поэта. Он был уверен, что вся прелесть состоит в простоте и правде. Пейзажная лирика Никитина мало похожа на стихотворения, созданные представителями «чистого искусства» (Тютчев, Фет, Анненского). У Ивана Саввича природа тесно связана с человеком, его отдыхом или трудом, что видно и по «Зимней ночи в деревне».Произведение можно условно разделить на три части. Сначала поэт представляет читателю картину ночного села — сияет месяц, блестит снег, вокруг стоит тишина, даже собачьего лая не слыхать. Далее с общего плана Никитин переходит на частный. Меняется место действия. Внимание автора акцентируется на избушке, где лежит больная бабушка. Не идет к ней сон. Мысли старушки заняты грядущей судьбой сирот, находящихся на ее попечении. Она боится, что сироты могут свернуть на кривую дорожку, связаться с плохими людьми. Третья часть стихотворения — вновь небольшая пейзажная зарисовка, что своеобразно закольцовывает композицию. Сельское сонное спокойствие нарушает сперва полночный крик петуха, затем — проезд на тройке «лихого песенника». В финале произведения все встает на свои места — деревню вновь окутывает тишина.Важную роль в стихотворении играют религиозные мотивы. В представлении Никитина Русь традиционная, Русь народная — это обязательно Русь православная. В «Зимней ночи в деревне» поэт упоминает храм, крест которого под облаками похож на свечу. Крестьянский люд отходит ко сну только после молитвы. Обращается к Господу и старушка. Она просит у Бога дать детям разум-силу, быть им оплотом. Естественно, в избушке у бабушки есть красный угол. На него также обращает внимание читателей Никитин, рассказывая о лампаде, чей огонь освещает «лик святых икон».«Зимняя ночь в деревне» — произведение этапное в творчестве поэта. Именно в нем закладывается важная для лирики Ивана Саввича традиция: писать стихотворные новеллы, включающие в себя и описания народного быта, и сюжет. Часто Никитина называют преемником Кольцова, воспевавшего жизнь и труд простых крестьян.
Се́верный ура́л — часть уральских гор, простирается от косьвинского камня и соседнего с ним конжаковского камня(59° с.ш.) на юге до северных склонов массива тельпосиз, а точнее, до берега реки щугер, огибающей его с севера. уральский хребет идёт здесь строго с юга на север несколькими параллельными хребтами и увалами общей шириной до 50-60 км. рельеф среднегорный, с плоскими вершинами — результатом поднятия древних выровненных гор и воздействия последующих оледенений и современного морозного выветривания. главные вершины северного урала чаще всего расположены в стороне от водораздельного хребта: конжаковский камень (1569м), денежкин камень (1492 м), чистоп (1292 м), отортен (1182 м, на других картах высота — 1234 м)[1], кожим-из (1195 м), тельпосиз (1617 м). особый интерес представляют остатки более твердых пород — великолепные скалы и останцы. наиболее известные из них встречаются на горах мань-пупу-ньер, торре-порре-из, мунинг-тумп. северный урал — один из самых глухих и труднодоступных районов урала. медвежий угол — так называется одна из его вершин. севернее ивделя, вижая и ушмы почти нет населённых пунктов и соответственно дорог. к горам с востока и запада подступают непроходимые леса и болота. климат здесь уже достаточно суровый. в горах много снежников, которые не успевают растаять за лето. встречаются и пятна вечной мерзлоты, причём до широты конжаковского камня. и хотя ледников в этих районах нет, в карах тельпосиза — самого высокого массива северного урала — найдены два маленьких ледничка. северный урал богат полезными ископаемыми. тут добывают бокситы, марганец и железную руду, бурые угли и различные руды серовской группы месторождений. несмотря на суровость, северный урал популярен у туристов[источник не указан 1294 дня]. экстремалы на вездеходах по руслам рек добрались до печально знаменитогоперевала дятлова, где в 1959 году по неизвестным причинам погибли девять туристов из уральского политехнического института. дошли они и до уникальных скальных останцев мань-пупу-ньер.