Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего... Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств.
Сказки А. С. Пушкина всем знакомы с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. Каждый становится человеком сразу после своего рождения, но быть человеком еще не значит стать личностью в этом безумном мире, полном несправедливости и фальши, где сплошь и рядом переплетаются добро и зло. Именно проблема добра и зла является главной темой всех без исключения сказок. Но если в сказке добро всегда побеждает зло, то в жизни часто сбывает наоборот. Маленький человечек еще не готов самостоятельно идти по жизненному пути, прежде всего не готов самостоятельно выбрать этот путь, а интимный коллектив родных людей, имеющих жизненный опыт ему встать на верный путь. В сказках ребенок впервые в своей жизни сталкивается с проблемой морали, с самой проблемой существования таких нравственных факторов, как добро и зло. Сказка, прежде всего, играет воспитательную роль в жизни каждого из нас нам научиться отличать добро от зла
Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств.