Паустовский "Телеграмма"
1. Работа с портретом. Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор?
2. Настя в мастерской художника Тимофеева. Какая внутренняя связь между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
3. Случайно ли слово «три», во фразе, сказанной Тимофеевым?
4. Устраивая выставку Тимофеева, была ли Настя бездушна? Назовите глаголы, которые указывают на действия Насти. Вспоминала ли Настя в этот момент о матери? Как восприняла она телеграмму? Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?
5. Сопоставление Насти и молоденькой учительницы.
6. Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
7. Какую опору потеряла Настя? От чего пострадала ее душа?
8. Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?
Это высказывания Гобсека, которые свидетельствуют о его отношении к жизни и её главных ценностях:
"...человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили".
"...счастье состоит в упражнении своих применительно к житейской действительности".
"...из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества".
"Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движенье деньги?"
Кажется, что эти слова произносит не человек, а бездушная машина. Так может судить о жизни робот, которому неведомы чисто человеческие чувства: радость дышать воздухом, видеть солнечный свет, испытывать удивление при виде прекрасного цветка, восхищение новорожденным ребенком... Это чудовищное создание знает только одно: жизнь - это бесконечная погоня за наживой, а золото - мерило счастья. Согласиться с такими взглядами на жизнь нормальный человек не может. Я тоже не согласен.
«Печальнейшая на свете повесть» о двух юных возлюбленных, ценой своей смерти примиривших издавна враждовавшие веронские семьи Монтекки и Капулетти,- первая значительная трагедия Уильяма Шекспира. Остродраматические коллизии пьесы, возвышенная свобода и глубина чувств главных героев во многом определили эмоциональный мир и ценности новоевропейской любовной культуры и открыли перед современным искусством возможность виртуозной игры на тему «Влюбленного Шекспира».
Злой рок
Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договаривается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкновение. Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство. Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.