Памгите Прачитацте статью Л. И. Кричевской. Подготовьте расказ об использовании и роли детали в повести "Капитанская дочка" Сюжетность детали <…>
Незаметно, среди прочих описаний возникает повторяющаяся деталь в «Капитан-
ской дочке». Петрушу Гринева снаряжают в дальний путь: «Надели на меня заячий тулуп,
а сверху лисью шубу». В эпизодах на постоялом дворе заячий тулуп участвует как вещь,
как реальная ценность и одновременно как завязка человеческих отношений героя с вожа-
тым — Пугачевым. Мы помним, что Гринев дарит вожатому свой детский заячий тулуп-
чик, который, с трудом налезая, трещит по швам на богатырской фигуре Пугачева.
«Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал
с низким поклоном ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не
забуду ваших милостей”. — Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания
на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе».
Так деталь включается в систему основных образов произведения. Это подтверждает
и конец последней фразы, где в одном ряду стоят «вьюга», «вожатый» и «заячий тулуп».
Далее история с тулупом всплывает после сцены расправы Пугачева над гарнизоном
крепости. Савельич напоминает Гриневу:
«— Как батюшка? Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом
дворе? Заячий тулупчик совсем новешенький; а он, бестия, его так и распорол, напяливая на себя!
Я изумился. В самом деле сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удосто-
верился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.
Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге,
избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и по-
трясал государством!»
В поворотах сюжета заячий тулуп становится символом того общего, что по-челове-
чески связывает Гринева с Пугачевым.
Мотив заячьего тулупа появляется всегда в ситуации грозящей опасности и ее благо-
получного разрешения (помилования).
В последний раз о тулупе напоминает сам Пугачев, объясняя свое очередное заступ-
ничество за Гринева (это происходит на пути в Белогорскую крепость, куда герои едут,
чтобы освободить Машу), после чего заячий тулуп как символ, как мотивировка событий
сходит со сцены. Деталь уже не может выражать всей глубины и сложности отношений
героев. За заячий тулуп, когда-то подаренный на постоялом дворе, Пугачев щадит Грине-
ва, но Машу он совсем по другой причине. Помните, как горячо он воскликнул:
«Кто из моих людей смеет обижать сироту?»
Деталь описания, то есть в основе своей деталь статичная, получила динамику,
собственное развитие, идущее в русле общего сюжета. Характерным условием этого
развития был свободный переход повторяющейся детали из описания в диалог, в высказы-
вания персонажей, в размышления героя-рассказчика.
"Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб".
"Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, - не то что здесь, на морском дне, - леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься. Рыбами бабушка называла птиц, иначе внучки не поняли бы ее: они ведь сроду не видывали птиц".
Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет) , чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену) . Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Русалочка погибла. Она не использовала единственный шанс для своего пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Русалочка пощадила любимого и умерла сама. Образ Русалочки стал символом Дании. Созданная в 1913 г. скульптором Э. Эриксеном «Русалочка» установлена в копенгагенском порту.
Саша хулиган. Он часто прогуливает уроки, редко выполняет домашнюю работу. Очень часто вступает в конфликты. Саша не прочь подраться. Он всегда бросается самым первым в драку. Но пусть он и драчун, он никогда не поднимет руку на того кто слабее него. В учебе у него многое не ладится. Зато в спорте ему нет равных в классе.
Петя отличник. Он далеко не спортсмен как Саша, но очень умный и интересный мальчик. Очень редко случается так что им недовольны учителя, в отличие от Саши которого постоянно ругают. Петя не такой напористый как Саша. Возможно в драку он первым и не полезет, но своих друзей в беде не бросит.
Они сильно отличаются друг от друга, но одно их объединяет. Это верность и преданность своим друг другу. Саша горой за Петю, и Петя горой за Сашу. Они разные, поэтому им так весело друг с другом.