ответьте на вопросы
1. как описывает пушкин каждое время года?
2. какое время года он любит меньше всего? почему?
3. какое время года для него является самым любимым?
4. что происходит в душе поэта осенью?
5. какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы описать каждое время года? (найдите, какие средства : эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, обращения, междометия, восклицания, риторические вопросы, анафора (единоначалие), ряды однородных членов предложения (какой эффект эти
6. почему поэт так много внимания уделяет природе родной страны?
александр сергеевич пушкин
зимнее утро
мороз и солнце; день чудесный!
еще ты дремлешь, друг прелестный –
пора, красавица, проснись:
открой сомкнуты негой взоры
навстречу северной авроры,
звездою севера явись!
вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
на мутном небе мгла носилась;
луна, как бледное пятно,
сквозь тучи мрачные желтела,
и ты печальная сидела –
а погляди в окно:
под голубыми небесами
великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит;
прозрачный лес один чернеет,
и ель сквозь иней зеленеет,
и речка подо льдом блестит.
вся комната янтарным блеском
озарена. веселым треском
трещит затопленная печь.
приятно думать у лежанки.
но знаешь: не велеть ли в санки
кобылку бурую запречь?
скользя по утреннему снегу,
друг милый, предадимся бегу
нетерпеливого коня
и навестим поля пустые,
леса, недавно столь густые,
и берег, милый для меня.
осень
(отрывок)
чего в мой дремлющий тогда не входит ум? державин.
i
октябрь уж наступил — уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей;
дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
журча еще бежит за мельницу ручей,
но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
в отъезжие поля с охотою своей,
и страждут озими от бешеной забавы,
и будит лай собак уснувшие дубравы.
ii
теперь моя пора: я не люблю весны;
скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
суровою зимой я более доволен,
люблю ее снега; в присутствии луны
как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
когда под соболем, согрета и свежа,
она вам руку жмет, пылая и дрожа!
iii
как весело, обув железом острым ноги,
скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
а зимних праздников блестящие
но надо знать и честь; полгода снег да снег,
ведь это наконец и жителю берлоги,
медведю, надоест. нельзя же целый век
кататься нам в санях с младыми
иль киснуть у печей за стеклами двойными.
iv
ох, лето красное! любил бы я тебя,
когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
ты, все душевные губя,
нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
лишь как бы напоить, да освежить себя —
иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
и, проводив ее блинами и вином,
поминки ей творим мороженым и льдом.
v
дни поздней осени бранят обыкновенно,
но мне она мила, читатель дорогой,
красою тихою, блистающей смиренно.
так нелюбимое дитя в семье родной
к себе меня влечет. сказать вам откровенно,
из годовых времен я рад лишь ей одной,
в ней много доброго; любовник не тщеславный,
я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
vi
как это объяснить? мне нравится она,
как, вероятно, вам чахоточная дева
порою нравится. на смерть осуждена,
бедняжка клонится без ропота, без гнева.
улыбка на устах увянувших видна;
могильной пропасти она не слышит зева;
играет на лице еще багровый цвет.
она жива еще сегодня, завтра нет.
vii
унылая пора! очей очарованье!
приятна мне твоя прощальная краса —
люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и в золото одетые леса,
в их сенях ветра шум и свежее дыханье,
и мглой волнистою покрыты небеса,
и редкий солнца луч, и первые морозы,
и отдаленные седой зимы угрозы.
viii
и с каждой осенью я расцветаю вновь;
здоровью моему полезен холод;
к привычкам бытия вновь чувствую любовь:
чредой слетает сон, чредой находит голод;
легко и радостно играет в сердце кровь,
желания кипят — я снова счастлив, молод,
я снова жизни полн — таков мой организм
(извольте мне простить ненужный прозаизм).
ix
ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
махая гривою, он всадника несет,
и звонко под его блистающим копытом
звенит промерзлый дол и трескается лед.
но гаснет краткий день, и в камельке забытом
огонь опять горит — то яркий свет лиет,
то тлеет медленно — а я пред ним читаю
иль думы долгие в душе моей питаю.
x
и забываю мир — и в сладкой тишине
я сладко усыплен моим воображеньем,
и пробуждается поэзия во мне:
душа стесняется лирическим волненьем,
трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
излиться наконец свободным проявленьем —
и тут ко мне идет незримый рой гостей,
знакомцы давние, плоды мечты моей.
xi
и мысли в голове волнуются в отваге,
и рифмы легкие навстречу им бегут,
и пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута — и стихи свободно потекут.
так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
но чу! — матросы вдруг , ползут
вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
громада двинулась и рассекает волны.
xii
плывет. куда ж нам
второй сон веры павловны: снова поле, по нему ходят лопухов и мерцалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. реальная грязь - та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки - труд и дельность) . в гнилой грязи
соответственно жизнь и труд отсутствуют. вера павловна видит свою мать марью алексеевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. "невеста своих женихов, сестра своих сестер" объясняет вере павловне, что она
должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.
рассказ-миниатюра поднимает тему халатности, которая в россии была всегда. кто виновен в том, что мужики вытаскивают из железной дороги гайки, в результате чего происходят аварии поездов и гибнут люди? в ходе прочтения произведения совершенно не создаётся впечатление, что у дениса был такой
умысел и он — злостный нарушитель закона. он предстаёт перед судом босой — значит, он беден, и невод — это способ его выживания. разве можно его обвинять в том, что он добывает себе пищу? ведь у него и в мыслях нет убивать невинных людей.
в рассказе чётко звучит проблема того, кто истинный
виновник этой халатности и настоящий злоумышленник. господа, которым деревенские мужики эти снасти, прекрасно знают, откуда на неводах гайки. и они-то уж наверняка гораздо сообразительнее мужиков и прекрасно понимают, к чему может такое «рукоделие» мужиков. но они молчат. молчат и продолжают
покупать неводы с гайками из рельсов.
рассказ написан в реалистическом направлении, так как конкретно рисует картины российской действительности на конец xix века. произведение необычно по своей композиции, так как не имеет ни начала, ни конца: кусок суда над денисом словно вырван из общего
хода следствия. приговор остаётся неизвестным: чехов хотел, чтобы читатель вынес его сам.
короткий по содержанию, но ёмкий с точки зрения идеи, рассказ а. п. чехова «злоумышленник» заставляет читателя задуматься над темой халатности в россии и её истинных виновниках.