ответьте на во теста:
1. Какой жанр можно встретить и в официально-деловом, и в стиле художественной литературы?
а) автобиография б) интервью в) статья г) роман
2. Какой жанр публицистического стиля является диалогом журналиста и интересного человека?
а) репортаж б) интервью в) фельетон г) статья
3. Какой стиль языка наиболее богат и разнообразен?
а) публицистический б) научный в) стиль художественной литературы г) официально-деловой
4. Стилистическая фигура, основанная на постепенном усилении или ослаблении проявления какого-либо признака — это:
а) градация б) инверсия в) параллелизм г) антитеза
5. Как называется раздел языкознания, изучающий звуки?
а) морфемика б) лексика в) фонетика г) морфология
6. Определите жанры художественного стиля речи:
а) Письмо, беседа, записка. б) Диссертация, конспект, доклад.
в) Очерк, фельетон, репортаж. г) Резолюция, заявление, докладная записка. д) Поэма, драма, рассказ.
7. Какие функции выполняет язык?
а) коммуникативная; 6) познавательная ;
в) ценностно-ориентирующая; r) волюнтативная (воздействия).
8. Высшей формой национального языка является
а) язык художественной литературы; б) научная речь; в) общенародный язык; г) литературный язык.
9. Эмоционально-экспрессивная лексика неуместна
а) в разговорном стиле; б) в публицистическом стиле; в) в научном стиле; г) в официально-деловом стиле.
10. Какие из перечисленных характеристик являются обязательными для определения понятия "культура речи"?
а) дружелюбие; б) официальность; в) целесообразность; г) уместность.
11. Во вступлении оратор должен:
а) подчеркнуть актуальность темы; б) сделать обобщения и выводы;
в) сформулировать цель выступления; г) доказать выдвинутое положение.
12. Какие языковые формулы выражают отказ от предложения?
а) ставим Вас в известность о том, что... б) к сожалению, удовлетворить Вашу не представляется возможным из-за... в) организация извещает... г) контроль за исполнением возложить на...
13. В каком из предложений допущена стилистическая ошибка?
а) Милый мой голубчик, получил твое письмо. б) В случае проявления несогласия можешь мне позвонить.
в) Надо заострить внимание детей на этом во г) Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике более полутораста.
14. Какой документ (жанр официально-делового стиля) не удостоверяет какой-либо факт?
а) протокол б) акт в) заявление
15. Нормативным считается употребление клише в
а) разговорном стиле речи; б) публицистическом; в) официально-деловом стиле; г) художественном стиле.
16. Какой стиль языка сочетает информативную и агитационную функцию?
а) публицистический б) официально-деловой в) научный
17. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
а) Непосредственное повседневное общение. б) Создание картин и образов
в) Убеждение, воздействие на слушателя. г) Точная передача информации. д) Передача научных сообщений
18. Язык является системой, потому что
а) состоит из взаимосвязанных единиц различных уровней; б) сохраняет информацию;
в) передаёт опыт поколений г) является средством общения.
19. Абстрактная лексика является отличительной чертой стиля
а) художественного; б) научного; в) разговорного; г) публицистического.
20. Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок — это:
а) эллипсис б) антитеза в) инверсия г) градация
21. Три пласта научного стиля речи
а) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства б) общенаучные, общеупотребительные в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные
22. Определите жанры художественного стиля речи:
а) Письмо, беседа, записка. б) Диссертация, конспект, доклад. в) Очерк, фельетон, репортаж.
г) Резолюция, заявление, докладная записка. д) Поэма, драма, рассказ.
23. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
а) Итак, следовательно, во-первых, наоборот. б) Толстенный, сестрица, лгунишка
в) Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. г) Довожу до вашего сведения, принять меры.
д) Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
24. Определите стиль текста:
«Русская классическая литература вечно живая; она не становится только историей литературы. Она беседует с нами, и ее беседа увлекательна. Она возвышает нас эстетически и этически, делает нас мудрее, преумножает нашу жизненную опытность, позволяет нам пережить вместе с ее героями десять жизней, испытать опыт многих поколений и применить его в своей собственной жизни.»
а) научный б) официально-деловой в) стиль художественной литературы г) публицистический
25. Определите тип текста:
«В критике принято утверждать, когда говорится о поэтах военного поколения, что их сделала поэтами война. Но это не совсем так. Поэтами рождаются и становятся вопреки войне, а не с нее. Но вера в жизнь и любовь к ней приобретают особую силу, выразительность на контрастном фоне смертельного пламени народной справедливой войны».
а) описание б) повествование в) рассуждение
Главные герои Горького “Детства” – семья Кашириных, их образы в повести настолько разнообразны, что сложно представить, как они уживаются в одном доме. Жизнь Алёши в доме родного деда – самый сложный период в его жизни. Автобиографичность произведения понять и прочувствовать сложную судьбу писателя. В описании персонажей есть много незабываемых моментов, они формировали личность маленького Алёши и оставили глубокий след в детской памяти. В рассказе Максима Горького “Детство” герои показаны очень реалистично, правдиво и разнопланого
1. С начала и до слов " сто лет" - описание великого человека - Петра, его замыслов, его цели: в Европу прорубить окно. Петербург планируется как город, открытый для гостей - "и запируем на просторе! "
сто лет - и юный град" - описание Петербурга. Он появился, как по волшебству - мосты повисли над водами, острова оделись садами. Как будто все случилось само собой (уж Пушкин-то, посидев в архивах, знал, как строился Петербург, каким трудом и жертвами - нет, здесь ему это было не нужно) .
3. Люблю тебя, Петра творенье! Это уже гимн Петербургу, отношение к нему автора, перечисление всех его радостей - балов, парадов, пирушек. И его "державного" значения - столица новой России.
4. Последние строки вступления: Была ужасная пора.. . -кончается "Печален будет мой рассказ" - как антитеза всему вступлению, его торжественно-радостному тону. Сейчас будет "петербургская повесть", не о Петре - о простом "маленьком человеке".