ответьте на во по рассказу “Один день Ивана Денисовича”.
1) Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? Почему день, описанный в рассказе, кажется Шухову “почти счастливым” ?
2) В чём символичность образа Ивана Денисовича? Есть ли такие страницы, эпизоды, которые вам особенно запомнились и почему?
19 век был богат на великих русских писателей, одним из которых, бесспорно, является Николай Васильевич Гоголь. Все мы знаем его произведения, которые довольно подробно изучаются в школе. Но что мы знаем о жизни великого русского мистика? Гоголь оставил после себя немало загадок, поэтому знания наши о нем скудны. Сегодня мы собрали все известные факты, которые посмотреть на Николая Васильевича с другой стороны. Итак, загадки самого необыкновенного русского классика.
Загадка 1. Имя и происхождение
Николай Васильевич родился в 1809 году в деревне Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (все эти названия классик обессмертил впоследствии в своих произведениях). Фамилия его при рождении была Гоголь-Яновский. Его отец, Василий Яновский, имел то ли польское, то ли малороссийское происхождение и был небогатым дворянином. В семье писателя даже ходила легенда, что их род происходил от запорожских гетманов. Уже во взрослой жизни вторая часть фамилии отпала, поэтому остался только Гоголь.
Загадка 2. Как учился?
В 10 лет Гоголь поступил в Нежинский лицей, который был устроен по образу и подобию лицея Царскосельского. Успеваемость писателя была довольно посредственной, зато эти годы запомнились самодеятельностью Гоголя. Он участвовал в создании лицейского журнала и в постановке спектаклей небольшого театра, где был и сценаристом, и художником по декорациям, и ведущим актером. Гоголь, с детства обладавший артистическим талантом, молчаливой ролью старика мог заставить зал кататься от смеха.
Загадка 3. Произведения и жизнь
Быт старосветских помещиков, история про 80 рублей за шинель, анекдот про ревизора, авантюра с мертвыми душами, описание Рима и Петербурга - все эти сюжеты Гоголь брал из своего опыта и жизни. Например, он сам, приехав в Петербург, работал чиновником -переписчиком бумаг в канцелярии, и копил деньги на новую шинель - прямо как Акакий Акакиевич. А жизнь Товстогуба и Товстогубихи Николай Васильевич полностью списал со своих родственников. В историях с ревизором и скупкой мертвых душ он сам не участвовал, зато Пушкин, подаривший Гоголю эти сюжеты, был свидетелем подобных историй.
Загадка 4. Великий мистик
А мистиком Гоголь и вправду был. Этим духом овеяны и его произведения, и его житие на этой земле. Чертовщина и странность есть и в "Вие", и в "Ночи перед Рождеством", и в "Носе", и в "Портрете". Религиозно-мистический склад характера, который потом сильно повлияет на кончину Гоголя, будет сопровождать его всю жизнь.
Особой темой является то, как писал свои произведения Николай Васильевич. Как описывали современники, он старался максимально точно представить себе образ героя и часто впадал в творческий транс. Один очевидец описал потом, как он вошел в кабинет Гоголя и увидел, что тот смотрит на него неестественным взглядом, а сам стоит в каком-то кокошнике и непонятной одежде. А на вопрос доктора-психиатра о том, как писатель смог так точно передать бредни душевнобольного из "Записок сумасшедшего", писатель ответил, что он просто представил это себе.
Загадка 5. Университетский преподаватель
Одно время Гоголь пытался найти себя и даже устроился преподавать на кафедру истории в Петербургский университет. Прочитав пару лекций и написав несколько научных статей, он понял, что это не его, и забросил преподавание и поприще ученого вообще.
Загдка 6. Место жительства и семья
Постоянного жилья у писателя не было. Он жил на съемных квартирах, в домах друзей, сменил немало адресов. Главным и любимым его городом был Рим, в котором Гоголь был абсолютно счастлив и весьма работо Последним пристанищем стал дом его друга, графа А. Толстого, где писатель и умер.
Семьи у Гоголя тоже не было. Он никогда не был женат и не имел даже внебрачных детей. Отношений у него тоже не замечалось, а главной его неразделенной любовью стали чувства к графине Виельгорской. Скорее всего, такой образ жизни был у писателя из-за его религиозно-мистического и несколько монашеского образа жизни.
Смысл названия обыгрывает народное присловье, что "детей находят в капусте". А также - историю того, как девочки ходили покупать капусту. Этот поход мог окончиться плохо, но окончился хорошо - маленьким, повседневным чудом. Рассказ учит нас видеть в окружающей действительности такие чудеса.
При чем тут "находка детей в капусте"? Старуха Татьяна сначала отнеслась к девочкам холодно. Но постепенно в ее сердце зрела любовь. И, когда Татьяна решила, что во время похода за капустой девочек украли цыгане, она заплакала по ним, как по родным. Она вдруг осознала, что "нашла" их, что девочки стали в полном смысле ее, т. е. родными и близкими для нее, а не чужими детьми, которым она дала приют - как это было вначале.
Вот такое сложное, многоплановое название, раскрывающее смысл рассказа.
В рассказе можно найти черты таких жанров, как бытовой рассказ - т. е. описывающий различные жизненные явления. В русской литературе этот жанр восходит к прозе Достоевского и Некрасова. Кроме того, конец рассказа отличает схожесть с рождественским, или "свЯточным" рассказом - грустной историей с хорошим концом. Такие рассказы можно найти, например, в творчестве Куприна.
Большое значение для передачи мыслей и чувств автора служит описание окружающего мира. Темные цвета, неуклюжие предметы, темнота и холод подчеркивают суровость жизни, единственная возможность и согреться в которой - человеческое тепло, дружба и взаимоподдержка.