ответьте на во из 10-11 главы по рассказу "Мёртвые души".
Глава 10
Во Снежный ком сплетен и безумных предположений всё нарас-
aer. Почему Гоголь придаёт им столь абсурдный характер?
к вы считаете, по какой причине чиновники губернского
города NN ведут себя таким же образом, как и чиновники
yездного городишки пыесы «Ревизор»?
2. Pазвивающаяся в трёх главах тема требует обобщений. Какое
значение имеют в этой главе лирические отступления? Какая
проблема, столь типичная для русского общества, поднимается
и рассматривается Гоголем в лирическом отступлении о вся-
ческих совещаниях и благотворительных обществах? С какой
сюжетной ситуацией оно связано? К каким выводам приводит?
3.Чичиков представляется чиновникам, доведенным своими .
должностными преступлениями до панического страха то
Наполеоном, то капитаном Копейкиным? Чем вызваны такие
аналогии? Только ли их глупостью? Какая тема, столь пуга-
ющая их, связана с капитаном Копейкиным?
4. С какой целью в текст вводится внесюжетная «Повесть о и
питане Копейкине»? Какие темы и проблемы, которые автор
не мог бы рассмотреть в сюжетной части «Мертвых душь.
благодаря ей входят в поэму и созданию все
охватного образа «всей Руси»?
5. Почему в этой главе наряду с нагнетающимся комичным
безумием сплетни нарастает трагическая тема смерти? Kaк
это проявляется в лирических отступлениях? Каким образом
внесюжетные элементы (лирические отступления, «Повесть о
капитане Копейкине») этой главы связаны с общим замыслом
первого тома «Мёртвых душ»?
6. Точка зрения. К чему призывает Гоголь в своем программ-
ном лирическом отступлении о «дорогах», которые всеr-
да «избирало человечество», гоняясь за «болотными огня-
ми»? Как автор оценивает здесь человека и человечество?
Почему можно назвать созданную им картину эсхатологиче-
ской?
Глава 11
1. Составьте план заключительной главы первого тома поэмы.
Каково соотношение повествования и лирических отступлений в этой главе?
2. Вспомните начало поэмы и рассуждения мужиков о колесе
(«...доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не до
едет?»). Почему в начале заключительной главы первого тома
вновь заходит речь о колece (еколесо было обтянуто новою
шиною»)?
3. Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение
лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя, из моего
чудного, прекрасного далёка тебя вижу.». Обратите внима
ние на обрамление этого лирического отступления. С каком
целью автор намеренно сталкивает высокое и низкое, идеаль
ное и грубое, реальное?
4. Какие значения приобретает в этой главе образ дороги? Как
они соотносятся с другими трактовками этого образа в пре
дыдущих главах?
5. Hеожиданным для читателя образом в этой главе соотносятся
пронизанные высокими чувствами обращения к России и о
лые перипетии жизненного пути Чичикова. Как вы думает
почему автор вводит предысторию своего антигероя вследнюю главу, что противоречит всем правилам построения
художественного произведения?
6. Как выражается отношение авторак «рыцарю копейки» Чичик
ову? Что вам кажется наиболее значимым в описании его
предыстории? Какую роль в становлении героя сыграло вос-
питание, уроки отца?
Почему жизненный путь Чичикова можно охарактеризовать
как последовательное движение от спекуляции пряниками
до спекуляции мёртвыми? Как шёл Павлуша Чичиков к тому,
чему мы стали свидетелями в первых главах поэмы? Какие
этапы омертвения его души вы можете назвать?
8. Как и прежде, Гоголь прибегает здесь к обобщениям обще-
человеческого масштаба, чему лирические от-
ступления. Какую роль играет здесь рассуждение автора о
«приобретении» как страсти, которая постепенно завладевает
душой человека? Какой религиозно-нравственный подтекст
оно имеет? Почему оно композиционно соотносится с изло-
жением предыстории Чичикова?
9. Какую роль играет включенная в текст поэмы внесюжетная
притча о Кифе Мокиевиче и сыне его Мокии Кифовиче? Как
в неи раскрывается мучительная тема ложного патриотизма?
Как он понимает свою миссию истинного патриота?
10. Точка зрения. Подумайте, какую нравственную цель преследу-
eт автор, обращаясь к читателю в лирическом отступлении, в
котором призывает каждого из нас задуматься: «А нет ли и
во мне какой-нибудь части Чичикова?»
11. П. Почему первый том своей поэмы Гоголь завершает лириче-
ским отступлением? Что необычного можно отметить в образе
Руси, представленном в финале первого тома?
Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри».
Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.
Как видим, в композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция — рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка — смерть персонажа.
При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.