Стихотворение «вечер», написанное буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. в нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы. развитие темы происходит линейно. форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов. в первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым. в начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. и тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя. ведущим приёмом организации текста является перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («я вижу, слышу, счастлив»).
Вдоме у барыни жила прачка. звали её татьяна. была она лет двадцати восьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке. родинки на левой щеке почитаются на руси худой приметой - предвещанием несчастья жизни.. татьяна не могла похвалиться своей участью. с ранней молодости её держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никогда, никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у неё всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у неё в мужиках состояли- вот и всё. когда-то она слыла красавицей, но красота с неё скоро соскочила. татьяна боялась барыни и думала только о том, как угодить барыне, как скорее сделать работу . когда она увидела герасима в первый раз то так испугалась его, что потом долго старалась не встречаться с ним. герасим сначала не обращал на неё внимания, потом стал посмеиваться, когда она испугано проходила мимо него, а потом он начал заглядываться на неё, угощал пряниками, подарил ей ленту, расчищал перед ней пыль своей метлой, ей и ласково мычал. бедная девка просто не знала, как ей быть и, что делать. герасим стал заступаться за татьяну и следил, чтобы никто её не обижал. в доме все знали, что герасим полюбил татьяну и собирался просить у барыни разрешения жениться на татьяне, но ждал новый кафтан который обещали сшить ему на лето. однажды у барыни зашла речь о сапожнике капитоне - пьянице горьком - с гаврилой андреевичем, ее дворецким, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. барыня сожалела об испорченной нравственности капитона, которого накануне только что отыскала где-то на улице. они говорили про то, как бы отучить капитона от пьянств. и в конце концов барыня решила поженить татьяну и капитона. татьяна была смиренница, безответная душа, и соглашалась с каждым словом барыни. и когда узнала, что её хотят выдать замуж за капитона, она не сказала ни слова. все крепостные хотели, чтобы герасим не узнал об этой свадьбе. гаврила решил уговорить татьяну прикинуться пьяной, для того чтобы герасим разлюбил татьяну, так как он пьяниц ненавидел. прачка долго не соглашалась,