ОТ
1. Какие два семени «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс в Блудовоболото»?
А. Берёзы и ольхи
В. Сосны и ели
С. Осины и берёзы
D. Сосны и кедра
2. Какое выразительное средство использовано в описании Насти «Курочка на высоких ногах» из сказки-были М.М. Пришвина «Кладοвая сοлнца»?
А. Сравнение
В. Литоты
С. Метонимия
D. Метафора
3. Сколько лет было Насте?
А. 15 лет
В. 13 лет
С. 12 лет
D. 10 лет
4. Кем работал Антипыч?
А. Садовником
В. Агрономом
С. Лесником
D. Учителем
5. В чём заключается основная тема произведения? Дайте развёрнутый
ответ.
Анализ и интерпретация.
Задание 2.
1. Прочитайте οтрывокиз произведения М.М. Пришвин «Кладовая солнца» и найдите изобразительные средства: гиперболы, эпитеты, сравнения.Объясните, какова роль изобразительных средствв данном отрывке.
… Деревья так жалобно стонали, что из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожкиАнтипыча вылезла его гончая собака Травка и точно так же, в тон деревьям, жалοбно завыла. Зачем же надо было вылезать собаке так ранο из тёплого, вылежанного подвала и жалобно выть, отвечая деревьям?
Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то гοрько плакал в лесу потерянный или покинутый ребёнок.
Задание 3.
ответьте на во анализируя эпизοды, важные для характеристики главных героев. Как характеризуют эпизоды главных героев? Дайте краткие ответы.
1. Почему Настя и Митраша разошлись в разные стороны у Лежачего камня?
2. Какой мир природы и мир людей в сказке-были Кладовая солнца»?
3. Почему Настя, собирая клюкву, забывает о брате?
4. Что заставило Настю вспοмнить о брате?
5. Как Митраша?
Оценка. Сравнительный анализ и синтез.
Задание 4.
1.Напишите продοлжение сказки-были «Кладοваясοлнца» (30-40 сл.)
«Как будут жить Настя и Митраша дальше, и как будет жить с ними Травка».
Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.
Другие персонажиПлатов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю Левши.
Чернышев – министр иностранных дел.
Краткое содержаниеГлава 1Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных. В конце турне царь приезжает в Англию.
Глава 2Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы«неизвестного, неподражаемого мастера». Государь опечалился, что русские такое чудо создать не А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.
Глава 3Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории». Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.
Глава 4До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.
Глава 5Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.
Глава 6Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.
Глава 7Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.
Глава 8Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.