В 1869 – 1886 Салтыков-Щедрин создает цикл сказок «для детей изрядного возраста» - коротких сатирических сочинений, в которых аллегорически представлены пороки и слабости современного автору русского общества: «Дикий помещик» , «Карась – идеалист» , «Вяленая вобла» , «Премудрый пескарь» , «Коняга» и другие. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с сказок смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель был вынужден использовать такие разнообразные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык.
Так, сказка «Коняга» имеет форму притчи. В ней речь идет о коне – коняге, который был «обыкновенным мужичьим животом, замученным, побитым, узкогрудым, с выпяченными ребрами и обоженными плечами, с разбитыми ногами» . Из ноздрей и глаз у него «сочилась слизь» . Верхняя губа была откошена, как блин, а голову всегда держал «понуро» . И силы Коняге неоткуда было набраться: такой ему корм давали, что от него «только зубы нахлопаешь» . А работать надо было. Пройдут с мужиком борозду « из конца в конец» - и оба дрожат: вот она, смерть, пришла! Обоим смерть – и коняге и мужику; каждый день смерть» . Коняга не жил, но и не умерал. Подобно этому полю, которое он орошал своей кровью, он не считал ни дней, ни лет, ни веков…
Был у него брат – Пустопляс. Он был «вежливый и чувствительный» . Его ставили в теплое стойло и стелили мягкую солому. Никто с первого взгляда не мог и сказать, что они – одного отца дети. Пустопляс уже и забыл, что «братец на свете живет, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил» . Видит, а брат-то у него бессмертный! «Бьют его чем не попадя, а он живет, кормят его соломою, а он живет! » И решил Пустопляс, что Коняга «черпает в труде ту душевную ясность, которую мы утратили навсегда» . «Вот у кого учиться надо! » «Вот кому надо подражать! »
Салтыков-Щедрин постоянно стремился к совершенствованию своей иносказательной манеры, старался сделать произведения максимально доступными читателю. Поэтому прибегая к сравнению с животными и к тем художественным приемам, которые характерны для народных сказок.
Так, Коняга – олицетворение не только одного замученного бедняка – рабочего, но и всего крестьянства в целом, отягощенного изнурительным трудом и мрачной жизнью, лишенность счастья. Подобно Коняге, люди мучаются, не жалея себя и своих сил, и ради чего? Кто из них, по-настоящему, задумывается о будущем своих усилий, мыслей и желаний?
Я думаю, что «бедный народ» не замечает всю горесть потерь и трат сил впустую, слепо веря во что-то хорошее и в какое-то общее счастье.
Не даром сказка названа именно «Коняга» , ни «Конь» , ни «Конюшка» , а именно «Коняга» . Что говорит и всей тяжести и жестокости жизни, о тех условиях, что сделали из коня – Конягу, о тех условиях, в которых не возможно было жить иначе.
Горько и больно за русского человека. Видя его бесправие, можно лишь удивляться великому, вековому терпению.
Салтыков-Щедрин высмеивает обывателя, с гневом говорит о чиновниках. Фантастика и реальность в его произведениях тесно связаны, но в целом цикл «Сказки» дает нам полную и точную картину современной писателю действительности. Но не простое описание считал своей задачей автор. Истинная его цель – найти путь к сердцам читателей, заставить их задуматься о том, что происходит вокруг и, быть может, найти в книге ответы на многие вопросы, которое ставила жизнь.
И мне кажется, что, читая «Сказки» , нужно учиться на ошибках и слабостях , дабы их не было в будущем и настоящем!
медведь воевода
В 1869 – 1886 Салтыков-Щедрин создает цикл сказок «для детей изрядного возраста» - коротких сатирических сочинений, в которых аллегорически представлены пороки и слабости современного автору русского общества: «Дикий помещик» , «Карась – идеалист» , «Вяленая вобла» , «Премудрый пескарь» , «Коняга» и другие. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с сказок смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель был вынужден использовать такие разнообразные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык.
Так, сказка «Коняга» имеет форму притчи. В ней речь идет о коне – коняге, который был «обыкновенным мужичьим животом, замученным, побитым, узкогрудым, с выпяченными ребрами и обоженными плечами, с разбитыми ногами» . Из ноздрей и глаз у него «сочилась слизь» . Верхняя губа была откошена, как блин, а голову всегда держал «понуро» . И силы Коняге неоткуда было набраться: такой ему корм давали, что от него «только зубы нахлопаешь» . А работать надо было. Пройдут с мужиком борозду « из конца в конец» - и оба дрожат: вот она, смерть, пришла! Обоим смерть – и коняге и мужику; каждый день смерть» . Коняга не жил, но и не умерал. Подобно этому полю, которое он орошал своей кровью, он не считал ни дней, ни лет, ни веков…
Был у него брат – Пустопляс. Он был «вежливый и чувствительный» . Его ставили в теплое стойло и стелили мягкую солому. Никто с первого взгляда не мог и сказать, что они – одного отца дети. Пустопляс уже и забыл, что «братец на свете живет, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил» . Видит, а брат-то у него бессмертный! «Бьют его чем не попадя, а он живет, кормят его соломою, а он живет! » И решил Пустопляс, что Коняга «черпает в труде ту душевную ясность, которую мы утратили навсегда» . «Вот у кого учиться надо! » «Вот кому надо подражать! »
Салтыков-Щедрин постоянно стремился к совершенствованию своей иносказательной манеры, старался сделать произведения максимально доступными читателю. Поэтому прибегая к сравнению с животными и к тем художественным приемам, которые характерны для народных сказок.
Так, Коняга – олицетворение не только одного замученного бедняка – рабочего, но и всего крестьянства в целом, отягощенного изнурительным трудом и мрачной жизнью, лишенность счастья. Подобно Коняге, люди мучаются, не жалея себя и своих сил, и ради чего? Кто из них, по-настоящему, задумывается о будущем своих усилий, мыслей и желаний?
Я думаю, что «бедный народ» не замечает всю горесть потерь и трат сил впустую, слепо веря во что-то хорошее и в какое-то общее счастье.
Не даром сказка названа именно «Коняга» , ни «Конь» , ни «Конюшка» , а именно «Коняга» . Что говорит и всей тяжести и жестокости жизни, о тех условиях, что сделали из коня – Конягу, о тех условиях, в которых не возможно было жить иначе.
Горько и больно за русского человека. Видя его бесправие, можно лишь удивляться великому, вековому терпению.
Салтыков-Щедрин высмеивает обывателя, с гневом говорит о чиновниках. Фантастика и реальность в его произведениях тесно связаны, но в целом цикл «Сказки» дает нам полную и точную картину современной писателю действительности. Но не простое описание считал своей задачей автор. Истинная его цель – найти путь к сердцам читателей, заставить их задуматься о том, что происходит вокруг и, быть может, найти в книге ответы на многие вопросы, которое ставила жизнь.
И мне кажется, что, читая «Сказки» , нужно учиться на ошибках и слабостях , дабы их не было в будущем и настоящем!