Определите, какие фигуры речи (антитезу, градацию, повтор, бессоюзие, риторический во и т. д.) используют авторы в следующих высказываниях:
1) Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. С. Пушкин).
2) Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. С. Пушкин).
3) Мне грустно от того, что весело тебе (М. Ю. Лермонтов).
4) Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Ю. Лермонтов).
5) В каждом слове — бездна каждое слово необъятно, как поэт (Н. В. Гоголь).
6) Есть речи — значенье //Темно иль ничтожно, //Но им без волненья //Внимать невозможно. //Как полны их звуки //Безумством желанья! В них слёзы разлуки, //В них трепет свиданья (М. Ю. Лермонтов).
7) Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката).
8) Ваш покорный слуга ещё совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых.
9) Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший в Сургуте уже за неделю до этапа взрослого (Из газеты).
ОЧЕНЬ
«Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!»
«Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаяньем готовым, Приятной лестью забавлять…»
«Сноснее многих был Евгений; Хоть он людей конечно знал И вообще их презирал, – Но (правил нет без исключений) Иных он очень отличал И вчуже чувство уважал.»
«…И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья.»
«Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел…»
Татяна:
«Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна…»
«Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей…»
«Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо…»
Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы, они живут маленькими делами: огород, жалование, плохое отношение начальства – это всё, что занимает героев. Однако в этих беседах без намёка на анализ действительности Семён и Василий (главные герои произведения) задаются тем же вопросом, что и автор картины «Илья Муромец». Это обусловлено тем, что в юности Семён был на войне, но не командиром и даже не рядовым солдатом, а денщиком, поэтому не мог даже малость повлиять на итог битвы