Определите изобразительно-выразительные средства
1) Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании.
2) Вот почему я думаю, друзья, что мы миру в его раскалённый час.
3) Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями.
4) Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды.
5) Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
6) Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка.
7) Море огромное, лениво вздыхающее у берега, – уснуло…
8) Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом.
9) Маяки слепили своей озорной обжигающей яростью.
10) В сто сорок солнц закат пылал.
11) Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.
12) Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.
13) А заря, лениво обходя кругом, осыпает ветки новым серебром.
14) Не пошла Москва моя к нему с повинной головой.
15) И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
16) Я ждал этого события целую вечность.
17) Вся комната янтарным блеском озарена.
18) Ель рукавом мне тропинку завесила.
19) Где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню.
20) В саду горит костер рябины красной…
21) Ежегодно всё новые волны молодёжи приходят в наш университет.
22) Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам.
23) Изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не остаться на поверхности фактов – пытайтесь проникнуть в причины их возникновения.
24) Чехова отличал жгучий интерес к людям.
25) Переговоры между Лондоном и Москвой успешно.
26) Одни дома – длиною до звёзд, другие – длиной до Луны.
27) Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить…
28) Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там.
29) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
30) Скоро Омск будет праздновать трёхсотлетие со дня основания.
31) Я всегда восхищался ажурными решётками мостов и мостиков города на Неве.
32) Ветер свистит, как разбойник лихой.
33) Дед выглядел бодро, и все о нём с удивлением говорили: «Молодой старик!»
34) Кажется, одна из главных целей наших современников – обуздать время.
35) Смотреть Тарковского – и удовольствие, и серьёзный интеллектуальный труд.
36) Люблю я пышное природы увяданье…
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывает жизненную трагедию глубоко несчастного и униженного человека, станционного смотрителя Самсона Вырина.
Главный герой, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса, «огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вся его жизнь — это служение другим. Он не знает покоя ни днем ни ночью: «В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца». Такова служба человека, которого все считают «извергом человеческого рода». Только в дорожной суматохе озлобленный и уставший путешественник не будет заглядывать под маску чиновника, стараясь угадать в его лице хоть какие-то человеческие черты. Скорее всего, всю свою злобу и раздражение, неудовольствие и усталость постоялец выплеснет в лицо услужливого и всегда молчаливого смотрителя. Ведь в обществе общепринятым и общеудобным было такое правило: «чин чина почитай».
Гуманизмом и глубоким состраданием к « маленькому человеку » проникнуты авторские размышления. Читателю предлагается войти в положение станционного смотрителя, отнестись к нему более благожелательно и снисходительно. Но есть и в его беспросветной жизни лучик света — его обожаемая дочь Дуня — маленькая кокетка с большими голубыми глазами. Все приезжие, как бы они ни были возмущены, при виде девушки утихали, начинали разговаривать более милостиво.
Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.
С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: “У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...”. И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу любить и жаловать. Садись, батюшка”. Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.
До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: “— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать”. Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома “растрепанную и раздетую донага”, Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: “Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу”. Так вместе они и погибли.
Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.