(Wilde) (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник "Стихотворения" (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму "Вера, или Нигилисты" (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию "Герцогиня Падуанская" (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме " Редингской тюрьмы" (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди "De Profundis" (1905). В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма ("Душа человека при социализме", 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В " Редингской тюрьмы" декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный мальчик") и "Стихотворения в прозе" У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. "Кентервильское привидение", "Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - "Портрет Дориана Грея" (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии "Герцогиня Падуанская", "Саломея" (1893; первоначально на французском языке), "Флорентийская трагедия" (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Как важно быть серьёзным" (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии "Идеальный муж" (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник "Замыслы", 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского
Маленький хлопчик у лісі загубився ...Смачний подарунок ведмедю дістався. Маленький хлопчик під кущиком спав, Дядя подкpался і бpітву дістав.Леза помах - і pазpезана глотка: Скальпи цигани міняють на горілку Маленький хлопчик у Hіле купався Ззаду до нього крокодил підбирався Довго кректав крокодил дідок В ж .. е застряг октябряцкій значок Маленький хлопчик папірець знайшов Маленький хлопчик покакать пішов Довго сміялася над ним дітвораЦей папірець наждачка була. Хлопчик за лісом знайшов міномет ...Більше селі ніхто не живе Маленький хлопчик сидів край дороги.Танком йому переїхало ноги.Добренький дядько в китайській кашкетіКулею в живіт заспокоїв бідолаху. <аленький хлопчик на міні сидів,Бідний хлопчина від страху спітнів.Крапля скотилася, замкнула контакти ...Користуйтеся кремом марки "Карпати"! Хлопчик нейтронну бомбу знайшов,З нею хлоп'я в школу прийшов ...Довго сміялася завгороно:"Школа стоїть, а в ній - нікого!" Хлопчик за грушею на дерево вліз,Старий Пахом дістає свій обріз.Чується постріл, відчайдушний крик ..."Сорок другий" - посміхнувся старий.Хлопчик за грушею на дерево вліз,Старий Пахом дістає свій обріз.Чується постріл, і сторож впав:Хлопчик швидше "вінчестер" дістав. Маленький хлопчик на даху сидів,Сонячний промінь йому голову грів.Впав дах, хруснули кістки ...Ні, не поїдемо ми до хлопчика в гості. Маленький хлопчик на крижинці поплив,Ззаду до нього криголам підвалі.Нету отрадней картинки на світі:Зліва пів-Петі і праворуч пів-Петі! Маленький хлопчик цукерочку смоктав,Ззаду під'їхав до нього самоскид ...Завтра на ранок писали газети:"Хлопчик загинув, вдавившись цукеркою". Маленький хлопчик на будівництві гуляв,Ззаду до нього підкотив самоскид,маленький хлопчик на будівництві гуляв,Баштовий кран поруч вантаж піднімав.Тяжкість не витримав старенький трос, -Хлопчик вухами до сандалі приріс. Маленький Петя на травичці лежав,Міша ненавмисно з даху впав.Чи не розібрали батьки в морзі:"Де ж чиї руки, і де ж чиї ноги?"Маленький хлопчик по лісі гуляв Довгеньких хоботом пташок лякав Після копитами в калюжу заліз Тихо гойдався Чорнобильський ліс. Маленький хлопчик весь час гикав,Папа на фельдшера курси кінчав.Носик і ротик рукою закрив,Через п'ятнадцять хвилин відпустив. Маленький хлопчик заліз в холодильник,Маленькій ніжкою натиснув на рубильник.Швидко замерзли соплі в носі.Ні, не доїсть він свою ковбасу.Маленький хлопчик зайшов в магазин, Тут з трамвая виходить грузин. Хлопчик нахилився іграшку підняти ... У список увійшов він під номером п'ять. Маленький Вовочка в ляльки грав. Ляльці тихесенько спідничку зняв. Радісно дивиться на хлопчика мати:Навчається ляльок синочок купати Маленький хлопчик змія пускав, Прямо над ним літак пролітав. Нитка потрапила - прямо в мотор ... Більше в футбол не грав "Пахтакор". Маленький Феденька яму копаэ Дядя спіткнувся і боляче впав. Дядьку яму бетоном залив, Федю на дно перед тим поклав. Маленький хлопчик ходив у коляски ... Плавають у супі Фібіні оченятаДіти в підвалі грали в лікарню,Помер від пологів сантехнік СиніцинДіти в підвалі грали в гестапоЗвірячому закатований сантехнік ПотаповМаленький хлопчик знайшов пістолет,Довго біля стінки корчився дід
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма ("Душа человека при социализме", 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В " Редингской тюрьмы" декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный мальчик") и "Стихотворения в прозе" У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. "Кентервильское привидение", "Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - "Портрет Дориана Грея" (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии "Герцогиня Падуанская", "Саломея" (1893; первоначально на французском языке), "Флорентийская трагедия" (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Как важно быть серьёзным" (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии "Идеальный муж" (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник "Замыслы", 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского