В композиции поэмы все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы. Своеобразие этой последней романтической поэмы Пушкина сказывается и в выборе словесно-изобразительных средств. Вступая на путь реализма, Пушкин чаще обращается к обычному разговорному языку. Мы слышим «лай собак» , «скрип телег» , видим, как «толпа валит» . Конкретность и точность достигается автором в эпитетах: «пустынное» поле; «черноокая» Земфира; «знойное» лето; «разноцветные» ковры; «шумные» пиры; «тяжко» пляшущий медведь. А сравнение одинокой телеги Алеко с журавлем, «пронзенным гибельным свинцом» и отставшим от станицы своих собратьев, развернулось в яркую реалистическую картину. Часты в «Цыганах» и переносы стиха, что сближает язык поэмы с разговорным. Последняя романтическая поэма Пушкина «Цыганы» ознаменовала новый этап в творчестве поэта. От романтической субъективности к реалистической объективности — таков путь Пушкина в создании этого произведения. В целом это путь восхождения поэта к высотам мастерства.