Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб из породы могучих чародеев. В ярости он может любого превратить в осла, в бездомную собаку, покрытую коростой, в мерзкую жабу. Такого всемогущего джинна из «страшного заточения» самый обыкновенный советский мальчик Волька Костыльков. Дух, освободившийся из бутылки и материализовавшийся в белобородого старика, оказался «очень любопытным, падким на лесть, а главное, не в пример другим джиннам, очень отходчивым» . По замыслу автора, сказочный джинн сталкивается с реалиями советского государства 30-х годов, с социалистическими «представлениями о счастье и справедливости» , с достижениями научного прогресса. «У вас очень странная и непонятная для моего разумения страна», — постоянно удивляется Хоттабыч. Желая угодить «драгоценнейшему» , «высокочтимому юному повелителю», он каждый раз попадает впросак, то оказывая дурную «услугу» на экзамене по географии (подсказывая Вольке, что Земля - плоская и стоит на трёх слонах) , то награждая Вольку бородой, то отправляя его друга ни за что ни про что в Индию. Но «каверзный старик» может быть покорным и при ковра-самолета осуществить мечту мальчика о путешествии в Арктику. Чувство привязанности и уважения к своему избавителю борется в Xоттабыче с «предрассудками тысячелетней давности» . Вместе с юным пионером Волькой ибн Алешей «перевоспитавшийся» джинн спешит на бедным генуэзским рыбакам, борется с жадными капиталистами и даже собственного брата Омара наказывает за алчность и злобность, превращая его в спутник Луны. К концу необыкновенных, веселых похождений Xоттабыча и Вольки старик уверовал, что «только честный труд приносит почет и славу» . Он гордо ходит в парусиновой пиджачной паре, носит соломенную шляпу «канотье» , а в анкете правдиво отвечает на вопрос о занятиях до 1917 года: «Джинн-профессионал» .
Мальчишка по имени Волька нашел в Москве-реке сосуд с джинном. Тот из благодарности пытается ему своим волшебством, но постоянно попадает в глупое положение, поскольку совершенно не разбирается в современной жизни и технике.