Оценочная работа за 3 четверть. Задание 1.
1. Произведение Сакена Сейфуллина «Раненая сайга» относится к жанру:
а) сказка; б) рассказ в) стихотворение.
2. К кому обращается Таир Жароков в стихотворении «Земля Казахстана»
а) к детям б) к родной земле в) к матери
3. Кто такой Серый Лютый?
а) Медведь, пришедший из леса; б) Волчонок, найденный в овраге в) Пёс, сорвавшийся с цепи
4. Кто автор этих произведений: «Песня жизни», «Жеребёнок»?
а) М.Ю. Лермонтов; б) С. Бегалин; в) А. Кунанбаев
5. О каком великом казахском писателе М. Ауэзов написал в своём романе:
а) о А.Пушкине; б) об Абае Кунанбаеве; в) о М. Алимбаеве
Задание 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к тексту.
Чистый родник.
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес. Вода в роднике балы чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котел величиной, просверлил его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник!»
Когда три путешественника, напившись воды, прочитали надпись, то один из них сказал:
- Умные слова здесь высечены. Ручеек от родничка бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течет, тем больше вливается в него других ручейков. Так превращается он в большую реку.
Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не ленись; если будешь поступать так, то в конце концов станешь великим и достигнешь цели». Вот о чем говорит эта надпись, как я думаю»
1. Вокруг родника рос
А) густой лес Б) колючий кустарник В) могучий дуб
2. Как понимаете выражение «будь чистым, как родник»
А) пей только чистую воду Б) относись бережно к окружающему миру В) говори только правду
3. Предложение, где выражена главная мысль текста
А) Умные слова здесь высечены. Б) «Эй, путник, будь чистым, как этот родник!»
В) Душу держи открытой для всех – пусть в ней будет видно все
уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель харлампий диогенович. есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».
харлампий диогенович пользовался большим уважением. он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. однако на его уроках всегда вели себя тихо и дисциплинированно. всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.
харлампий диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. учитель был греком по происхождению, хоть и носил имя. в его отчестве как раз есть отсылка к древней греции – диогенович напоминает о философе диогене.
обижаются ли дети на своего учителя за насмешки? нет. во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас. никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал харлампий диогенович. как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.