В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром». Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных. Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в положительных героях «Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости. Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежествелухие углы провинции на самом деле куда более близки, чем это может показаться на первый взгляд. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.
Тема воспитания достойного молодого поколения - основная в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после выхода этой пьесы стало нарицательным: так стали называть глупых невежественных молодых людей. А до того это слово означало просто молодого дворянина, который не получил письменного удостоверения от учителя о том, что он закончил обучение. Таких людей не брали на службу, им не выдавали венечных памятей — документов, которые требовались для вступления в брак.
Шестнадцатилетний Митрофан Простаков, один из главных героев комедии - недоросль. Он глуп, бездарен, ленив и ужасно избалован своей матерью, госпожой Простаковой. Слепая материнская любовь и неправильное воспитание превратили Митрофана в совершенно бесполезное и глупое существо. Так называемые "учителя", особенно недоучившийся дьячок кутейкин и немец Вральман (впоследствии оказавшийся бывшим кучером Стародума) совершенно не заботятся об образовании Митрофана. Им все равно, что за несколько лет он не научился ни читать, ни считать как следует, не говоря уже о "всех науках". Вслед за Простаковой учителя потворствуют лени Митрофана. Только Цифиркин, учитель арифметики честно отказывается от денег, потому что ничему не смог научить ученика.
И Простаковы, и Скотинин сами неграмотны, глупы, невежественны. У Митрофана есть учителя только потому, что так принято в кругу дворян. А то, что сына реально ничему не научили, родителям и дяде безразлично.
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» - писал В. Г. Белинский об этих персонажах комедии. Страшно представить, что юношей, подобных Митрофану, в России было немало. Они вырастали и превращались в простаковых и скотининых.
Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.
Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в положительных героях «Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости.
Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежествелухие углы провинции на самом деле куда более близки, чем это может показаться на первый взгляд. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.
Тема воспитания достойного молодого поколения - основная в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после выхода этой пьесы стало нарицательным: так стали называть глупых невежественных молодых людей. А до того это слово означало просто молодого дворянина, который не получил письменного удостоверения от учителя о том, что он закончил обучение. Таких людей не брали на службу, им не выдавали венечных памятей — документов, которые требовались для вступления в брак.
Шестнадцатилетний Митрофан Простаков, один из главных героев комедии - недоросль. Он глуп, бездарен, ленив и ужасно избалован своей матерью, госпожой Простаковой. Слепая материнская любовь и неправильное воспитание превратили Митрофана в совершенно бесполезное и глупое существо. Так называемые "учителя", особенно недоучившийся дьячок кутейкин и немец Вральман (впоследствии оказавшийся бывшим кучером Стародума) совершенно не заботятся об образовании Митрофана. Им все равно, что за несколько лет он не научился ни читать, ни считать как следует, не говоря уже о "всех науках". Вслед за Простаковой учителя потворствуют лени Митрофана. Только Цифиркин, учитель арифметики честно отказывается от денег, потому что ничему не смог научить ученика.
И Простаковы, и Скотинин сами неграмотны, глупы, невежественны. У Митрофана есть учителя только потому, что так принято в кругу дворян. А то, что сына реально ничему не научили, родителям и дяде безразлично.
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» - писал В. Г. Белинский об этих персонажах комедии. Страшно представить, что юношей, подобных Митрофану, в России было немало. Они вырастали и превращались в простаковых и скотининых.