Тема народа — новая тема для русской лирики XIX века и одна из самых важных в творчестве Некрасова — во многом определила гражданский пафос его поэзии. Многие стихотворения поэта посвящены этой теме. Это и «Несжатая полоса», и «Железная дорога», и «Крестьянские дети», и многие другие произведения.
О русском народе Некрасов пишет с уважением и восхищением, с умилением и любовью — о крестьянских детях. Даже свою Музу поэт сравниваете крестьянкой, безмолвно страдающей под кнутом. Говоря о трудолюбии и исполинских силах, дремлющих в душе народа, он не идеализирует крестьянина — примером тому служит стихотворение «В дороге».
В стихотворении «Тройка» Некрасов вновь рассказывает о судьбе крестьянской женщины. В отличие от стихотворения «В дороге», в нём нет рассказа от первого лица, но есть дорога, тройка с ямщиком, красавица, торопливо бегущая ей вослед, - и лирический герой, которому известна горькая судьба этой девушки.
Стихотворение «Тройка» часто называют романсом: оно быстро стало народной песней. Перед крестьянской девушкой разворачиваются два варианта судьбы. Первый — благополучный и счастливый — отрицается, а второй — трагический — утверждается как единственно реальный.
Непосредственное обращение к героине позволило сообщить авторское, личное, отношение тем чувствам, которые испытывает лирический герой к девушке. Тем безысходнее горестный рассказ о её грядущей судьбе.
В лирике Некрасова образ страдания занимает одно из центральных мест. Погубленные силы, разбитые надежды, смерть — всё это присутствует в его стихотворениях о крестьянской доле. Некрасова традиционно называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни, богатырские силы русского крестьянства. Об этом пойдёт речь и в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Чтобы так уж занятна, но послушать ее разок не мешает. Так вот, жил-был этакий поч- тенный старый уличный фонарь; он честно служил много-много лет и наконец должен был выйти в отставку. Последний вечер висел фонарь на своем столбе, освещая улицу, и на ду- ше у него было как у старой балерины, которая в последний раз выступает на сцене и знает, что завтра будет всеми забыта в своей каморке. Завтрашний день страшил старого служаку: он должен был впервые явиться в ратушу и предстать перед "тридцатью шестью отцами города", ко- торые решат, годен он еще к службе или нет. Возможно, его еще отправят освещать какой-нибудь мост или пошлют в провинцию на какую-нибудь фабри- ку, а возможно, просто сдадут в переплавку, и тогда из него может полу- читься что угодно. И вот его мучила мысль: сохранит ли он воспоминание о том, что был когда-то уличным фонарем. Так или иначе, он знал, что ему в любом случае придется расстаться с ночным сторожем и его женой, которые стали для него все равно что родная семья.
О русском народе Некрасов пишет с уважением и восхищением, с умилением и любовью — о крестьянских детях. Даже свою Музу поэт сравниваете крестьянкой, безмолвно страдающей под кнутом. Говоря о трудолюбии и исполинских силах, дремлющих в душе народа, он не идеализирует крестьянина — примером тому служит стихотворение «В дороге».
В стихотворении «Тройка» Некрасов вновь рассказывает о судьбе крестьянской женщины. В отличие от стихотворения «В дороге», в нём нет рассказа от первого лица, но есть дорога, тройка с ямщиком, красавица, торопливо бегущая ей вослед, - и лирический герой, которому известна горькая судьба этой девушки.
Стихотворение «Тройка» часто называют романсом: оно быстро стало народной песней. Перед крестьянской девушкой разворачиваются два варианта судьбы. Первый — благополучный и счастливый — отрицается, а второй — трагический — утверждается как единственно реальный.
Непосредственное обращение к героине позволило сообщить авторское, личное, отношение тем чувствам, которые испытывает лирический герой к девушке. Тем безысходнее горестный рассказ о её грядущей судьбе.
В лирике Некрасова образ страдания занимает одно из центральных мест. Погубленные силы, разбитые надежды, смерть — всё это присутствует в его стихотворениях о крестьянской доле. Некрасова традиционно называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни, богатырские силы русского крестьянства. Об этом пойдёт речь и в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Последний вечер висел фонарь на своем столбе, освещая улицу, и на ду- ше у него было как у старой балерины, которая в последний раз выступает на сцене и знает, что завтра будет всеми забыта в своей каморке.
Завтрашний день страшил старого служаку: он должен был впервые явиться в ратушу и предстать перед "тридцатью шестью отцами города", ко- торые решат, годен он еще к службе или нет. Возможно, его еще отправят освещать какой-нибудь мост или пошлют в провинцию на какую-нибудь фабри- ку, а возможно, просто сдадут в переплавку, и тогда из него может полу- читься что угодно. И вот его мучила мысль: сохранит ли он воспоминание о том, что был когда-то уличным фонарем. Так или иначе, он знал, что ему в любом случае придется расстаться с ночным сторожем и его женой, которые стали для него все равно что родная семья.