Стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» — ранняя по времени и непревзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. «Нашей славой» назван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к «дивному гению», преклонение перед его личностью и поэзией, глубокая горечь утраты, вызванная гибелью Поэта, боль и негодование против тех, кто «злобно гнали его свободный, смелый дар». Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, резкой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интонация на протяжении стихотворения. В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случайны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: «Погиб…», «Пал…», «Убит!..», «Угас…», «Увял…», «Его убийца…», «И он убит…». Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оправданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта («Один, как прежде») и толпы, с ненавистью относящейся к его «свободному, смелому дару», для «потехи» раздувающей «чуть затаившийся пожар». Лермонтов видит в этих людях соучастников преступления, соучастников убийства и резко бросает им в лицо прямое обвинение: «Что ж? Веселитесь…» В первой части налицо все признаки сатиры: резкое обличение общества в содеянном преступлении — убийстве Поэта. Вторая часть по своему настроению, интонации отличается от первой — это элегия, в которой чувствуется скорбь по безвременной кончине «певца», автора «чудных песен». Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб — разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение перед «чудной силой» его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в «завистливый и душный свет» — собрание «насмешливых невежд», сумевших отравить последние мгновения Поэта «коварным шепотом». Три раза в этой части повторяется вопрос: «Зачем?» В нем чувствуется горечь и даже упрек, обращенный к «невольнику чести». Первые пять строк этой части и последние четыре окрашены особой печалью: «Замолкли звуки чудных песен, / Не раздаваться им опять…» Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обогащается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным («Евгений Онегин»): «Сраженный, как и он, безжалостной рукой