Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в многогранный символический образ, обладающий целительным воздействием на человеческие души.
В первой части стихотворения лирический герой занят картиной пейзажа. Подмечена смена цветовых акцентов: солнце садится в «багряные воды», небесные «лазурные своды» постепенно тускнеют, наступают тихие и прохладные сумерки. Природная зарисовка насыщена олицетворениями: «утомившийся», «склонился» — о дне, «мирно пошла» — о ночи. В структуре двух основных образов заметно влияние антро тенденций, достигающих пика развития к концу первого восьмистишия. На просторах художественного пространства как будто встречаются два путника: утомленный, мечтающий об отдыхе и энергичный, исполненный жажды деятельности. Пейзажная картина преображается в символико-фантастическую. Перед читателем возникает образ спокойной и прекрасной Ночи, могущественной волшебницы. О приходе царственной героини возвещает свита, роль которой возложена на античного персонажа Геспера.
Эмоции лирического субъекта, порожденные чудесной метаморфозой, составляют содержание второй части произведения. Композиция этого фрагмента организована однородными глаголами в повелительном наклонении: «сойди», «дай» и «успокой». Герой апеллирует к Ночи, призывая ее людскому роду. Что имеется в необычном арсенале «небесной»? По канонам волшебной сказки главная героиня наделяется чудесным покрывалом забвения, которое дарует долгожданный исцеляющий покой. Еще одно средство — спокойное пение, подобное колыбельной нежной матери. Оно заглушить душевную тоску.
Возвышенный оптимистический тон «Ночи» не вызывает сомнений: величественная героиня благосклонно отнесется к настойчивой и в «усталые сердца» придет умиротворение.
Поэтический текст Жуковского предваряет обширную тему космологичности пространства, заявленную через призму ночной зарисовки. Мотивы угасающего дня находят особый отклик в поэтике Тютчева. Загадочные переходы света во тьму наталкивают героя-философа на размышления о вечном и месте человека в бескрайнем мире.
Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина – читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».
Главные герои
Алексей – главный герой произведения, за детством которого читатель следит на протяжении всей повести и от имени которого ведётся всё описание рассказа «Детство».
Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом», с роскошной густой косой, «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
Василий Васильич Каширин – дед Алексея, очень строгий, «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками».
Другие герои
Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота».
Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый».
Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый».
Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках».
Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный, как ребенок.
Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен».
Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.
Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в многогранный символический образ, обладающий целительным воздействием на человеческие души.
В первой части стихотворения лирический герой занят картиной пейзажа. Подмечена смена цветовых акцентов: солнце садится в «багряные воды», небесные «лазурные своды» постепенно тускнеют, наступают тихие и прохладные сумерки. Природная зарисовка насыщена олицетворениями: «утомившийся», «склонился» — о дне, «мирно пошла» — о ночи. В структуре двух основных образов заметно влияние антро тенденций, достигающих пика развития к концу первого восьмистишия. На просторах художественного пространства как будто встречаются два путника: утомленный, мечтающий об отдыхе и энергичный, исполненный жажды деятельности. Пейзажная картина преображается в символико-фантастическую. Перед читателем возникает образ спокойной и прекрасной Ночи, могущественной волшебницы. О приходе царственной героини возвещает свита, роль которой возложена на античного персонажа Геспера.
Эмоции лирического субъекта, порожденные чудесной метаморфозой, составляют содержание второй части произведения. Композиция этого фрагмента организована однородными глаголами в повелительном наклонении: «сойди», «дай» и «успокой». Герой апеллирует к Ночи, призывая ее людскому роду. Что имеется в необычном арсенале «небесной»? По канонам волшебной сказки главная героиня наделяется чудесным покрывалом забвения, которое дарует долгожданный исцеляющий покой. Еще одно средство — спокойное пение, подобное колыбельной нежной матери. Оно заглушить душевную тоску.
Возвышенный оптимистический тон «Ночи» не вызывает сомнений: величественная героиня благосклонно отнесется к настойчивой и в «усталые сердца» придет умиротворение.
Поэтический текст Жуковского предваряет обширную тему космологичности пространства, заявленную через призму ночной зарисовки. Мотивы угасающего дня находят особый отклик в поэтике Тютчева. Загадочные переходы света во тьму наталкивают героя-философа на размышления о вечном и месте человека в бескрайнем мире.
Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина – читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».
Главные герои
Алексей – главный герой произведения, за детством которого читатель следит на протяжении всей повести и от имени которого ведётся всё описание рассказа «Детство».
Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом», с роскошной густой косой, «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
Василий Васильич Каширин – дед Алексея, очень строгий, «небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками».
Другие герои
Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота».
Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый».
Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый».
Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках».
Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный, как ребенок.
Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен».
Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.