Образ герояЗадание В зависимости от того, образ какого персонажа вы описывали в предыдущем задании, выберите себе комплекс вопросов, на которые вы должны ответить
Образ Кирибеевича - комплекс 1
Образ Калашникова - комплекс 2
Комплекс 1Лекция
1. Как сказалось на поведении опричника Кирибеевича то, что он любимый слуга царя и "семьею... вскормлен Малютиной"?
2. Что движет Кирибеевичем? Что его оправдывает? Что в его поведении вызывает осуждение? Почему он пошел на действия, которые явно противоречат "закону... христианскому"?
3. Как характеризуют Кирибеевича его слова, обращенные к Алене Дмитриевне? Докажите, что герой понимал безвыходность своего положения. Почему в поэме дважды упоминается про его "бойкие очи"?
4. Перечитайте описание поединка Кирибеевича и купца Калакшникова. Как вы прокомментируете слова "На раскрытых устах слово замерло..."? Какое слово здесь имеется ввиду?
Комплекс 2Лекция
1. Что особо подчеркнуто в описании купца Калашникова, его образа жизни и положения в доме? Какие детали во второй главе напоминают нам о народных песнях?
2. Что движет купцом Калашниковым? Как он объясняет своим младшим братьям необходимость участия в кулачном бою?
3. Как характеризуют купца Калашникова его слова, обращенные к царю ("А за что, про что - не скажу тебе...") и братьям (" сами в церкви Божией...")? Почему он попросил казнить его, сказав про свою "головушку повинную" и "душу грешную"?
4. Был ли выбор у купца Калашникова? Почему именно казненный "смертью лютою, позорною" удалой купец стал подлинным героем поэмы? Обратите внимание на финальные строфы поэмы.
Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников — главные герои поэмы. Несмотря на то что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга.
Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву гордится молодой женой.
Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитревну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее «цалавать-ласкать» , сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась она из его рук, но вслед ей уже смеялись «злые соседушки» . Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитревну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя.
Все герои “Песни... ” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самой разнообразной ипостаси. .
Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать.
Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.