Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, «Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах чело-века, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образо-вания и культуры для развития общества.
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»
В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» черт является олицетворением злого и коварного человека, который всегда пытается навредить другим людям и при этом постоянно терпит поражение. Но, как всем известно, на любого отрицательного персонажа всегда есть положительный. В повести Гоголя противовесом черту является кузнец Вакула.
Вакула нарисовал картину в церкви, на которой черт был изображен не в самом лучшем свете. Черт же в ответ на такое оскорбление захотел отомстить и украл с неба луну. Тогда на земле воцарилась кромешная тьма. Однако Вакула силой своего ума смог преодолеть козни черта. Он догадался о том, что в мешке сидит не кто иной, как черт. Да, черт хитер, но и Вакула не промах. Он сумел перехитрить черта. Таким образом, становится понятно, что и хитрость здесь сыграла не маловажное значение.
В произведениях подобного рода добро всегда побеждает зло. Но никто не задумывается почему. Однако, вдумчиво прочитав повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы осознаем, что главной движущей силой положительных персонажей, таких, как Вакула, является доброта, смелость, ум и хитрость.
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»
Вакула нарисовал картину в церкви, на которой черт был изображен не в самом лучшем свете. Черт же в ответ на такое оскорбление захотел отомстить и украл с неба луну. Тогда на земле воцарилась кромешная тьма. Однако Вакула силой своего ума смог преодолеть козни черта. Он догадался о том, что в мешке сидит не кто иной, как черт. Да, черт хитер, но и Вакула не промах. Он сумел перехитрить черта. Таким образом, становится понятно, что и хитрость здесь сыграла не маловажное значение.
В произведениях подобного рода добро всегда побеждает зло. Но никто не задумывается почему. Однако, вдумчиво прочитав повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы осознаем, что главной движущей силой положительных персонажей, таких, как Вакула, является доброта, смелость, ум и хитрость.