«Пиковая дама» - это мистическая повесть, написанная Пушкиным в 1833 году во время второй Болдинской осени в жизни писателя. В основе сюжета лежит история трех карт, которую рассказал Пушкину князь Голицын. Бабушка князя в молодости блистала в парижском обществе. Однажды она очень сильно проигралась в карты. И отыграться ее известный в те времена оккультист граф Сен Жермен. Он открыл княгине секрет трех карт, поставив на которые, она смогла вернуть свой проигрыш. Эта необычная история и стала каркасом повести А.С.Пушкина.
Хотя «Пиковую даму» положено считать повестью, многие литературоведы настаивали на том, что это все-таки рассказ. Они ссылались на то, что повествование ограничено одной сюжетной линей и небольшим количеством героев.
Трудно отнести повесть к какому-нибудь одному конкретному жанру. В произведении есть фантастические, готические элементы: тайна, старинный дом, роковые совпадения, призрак. И хотя произведение наполнено мистикой, но она в нем весьма субъективна и передана через ощущения и восприятия одного героя – Германна. Если же списать всю мистику на его болезненное состояние – пошатнувшеюся психику, то повесть приобретает не фантастический, а очень реалистичный поучительный характер.
Центральная проблематика рассказа «Ионыч» – проблема духовной деградации личности. Кротость характера идти на жертву, бескорыстие и всепрощающая любовь даны не каждому. Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, недавно приехавший в губернский город С. , стоит в начале жизненного пути. Он влюбился в женщину, которая не любила его и ответить взаимностью была не Любовь у Чехова означает полное принятие человека вплоть до мельчайших деталей образа. Старцев, переполненный любвью, словно не слышит какофонии звуков, когда его возлюбленная старательно бьет по клавишам рояля: он лиши видит Екатерину Ивановну и восхищается ею. Звук «заглушается» визуальным впечатлением. «…Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная и энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему» . Ионыч мучился, пытался объясниться с Екатериной Ивановной, но был осмеян. На кладбище, где ему назначено свидание, он чувствует себя среди крестов и могил заживо похороненным. «…Он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь на веки… » В состоянии, близком к отчаянию и нервному срыву, он бродит по кладбищу. «…Ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало… » Внезапно происходит резкое изменение: вокруг Старцева исчезает романтический «мир, не похожий ни на что другое» , который становится обыденным и тусклым. Чехов использует здесь театральный прием смены декораций. «О точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом» . Разочарование охладило и отрезвило Ионыча раз и навсегда. Дмитрий Ионыч Старцев начинает рассуждать более трезво и практически. «…В голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач… » Дмитрий Ионыч делает предложение и получает отказ, на этом первая часть рассказа, похожая на романтическую пьесу о неразделенной любви, заканчивается. После отъезда Екатерины Ивановны Старцев занимается работой и вскоре забывает о своей любви, но эта история делает его другим человеком. Он теряет к необдуманным поступкам: страсти и душевные порывы оказываются подавленными «холодным, тяжелым кусочком» разума. В конце рассказа он смотрит на людей с высоты достигнутого положения, взглядом рационалиста и циника. Чувства полностью иссушаются, и с годами сухая расчетливость Ионыча становится в его характере главной чертой. Работа сама по себе не приносит счастья герою. По Чехову, работа тогда становится когда она направлена на благо других, без личной корысти и выгоды. Разлагающая роль денег в этом рассказе становится центральной темой. Деньги и благородство натуры, деньги и профессия врача не совместимы. Деградация личности выражается и в том, что свободное время герой растрачивает попусту. Скуку и тоску он пытается побороть, предаваясь какому-нибудь бесцельному занятию. Таким занятием, лишь бы убить время, у Чехова выступает наряду с пьянством игра в карты. «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклоняется, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» . Здравомыслящий Ионыч прекрасно понимает свое положение в городе С. , но не тоскует по этому поводу и ничего не хочет изменить. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это признак духовной деградации. «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся» . Героем рассказа стал средний человек. Если же в обществе таких людей большинство, то такое общество безнадежно – вывод, к которому приходит писатель.
«Пиковая дама» - это мистическая повесть, написанная Пушкиным в 1833 году во время второй Болдинской осени в жизни писателя. В основе сюжета лежит история трех карт, которую рассказал Пушкину князь Голицын. Бабушка князя в молодости блистала в парижском обществе. Однажды она очень сильно проигралась в карты. И отыграться ее известный в те времена оккультист граф Сен Жермен. Он открыл княгине секрет трех карт, поставив на которые, она смогла вернуть свой проигрыш. Эта необычная история и стала каркасом повести А.С.Пушкина.
Хотя «Пиковую даму» положено считать повестью, многие литературоведы настаивали на том, что это все-таки рассказ. Они ссылались на то, что повествование ограничено одной сюжетной линей и небольшим количеством героев.
Трудно отнести повесть к какому-нибудь одному конкретному жанру. В произведении есть фантастические, готические элементы: тайна, старинный дом, роковые совпадения, призрак. И хотя произведение наполнено мистикой, но она в нем весьма субъективна и передана через ощущения и восприятия одного героя – Германна. Если же списать всю мистику на его болезненное состояние – пошатнувшеюся психику, то повесть приобретает не фантастический, а очень реалистичный поучительный характер.
Объяснение:
Кротость характера идти на жертву, бескорыстие и всепрощающая любовь даны не каждому. Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, недавно приехавший в губернский город С. , стоит в начале жизненного пути. Он влюбился в женщину, которая не любила его и ответить взаимностью была не Любовь у Чехова означает полное принятие человека вплоть до мельчайших деталей образа. Старцев, переполненный любвью, словно не слышит какофонии звуков, когда его возлюбленная старательно бьет по клавишам рояля: он лиши видит Екатерину Ивановну и восхищается ею. Звук «заглушается» визуальным впечатлением. «…Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная и энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему» .
Ионыч мучился, пытался объясниться с Екатериной Ивановной, но был осмеян. На кладбище, где ему назначено свидание, он чувствует себя среди крестов и могил заживо похороненным. «…Он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь на веки… » В состоянии, близком к отчаянию и нервному срыву, он бродит по кладбищу. «…Ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало… »
Внезапно происходит резкое изменение: вокруг Старцева исчезает романтический «мир, не похожий ни на что другое» , который становится обыденным и тусклым. Чехов использует здесь театральный прием смены декораций. «О точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом» .
Разочарование охладило и отрезвило Ионыча раз и навсегда. Дмитрий Ионыч Старцев начинает рассуждать более трезво и практически. «…В голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач… » Дмитрий Ионыч делает предложение и получает отказ, на этом первая часть рассказа, похожая на романтическую пьесу о неразделенной любви, заканчивается. После отъезда Екатерины Ивановны Старцев занимается работой и вскоре забывает о своей любви, но эта история делает его другим человеком. Он теряет к необдуманным поступкам: страсти и душевные порывы оказываются подавленными «холодным, тяжелым кусочком» разума. В конце рассказа он смотрит на людей с высоты достигнутого положения, взглядом рационалиста и циника. Чувства полностью иссушаются, и с годами сухая расчетливость Ионыча становится в его характере главной чертой.
Работа сама по себе не приносит счастья герою. По Чехову, работа тогда становится когда она направлена на благо других, без личной корысти и выгоды. Разлагающая роль денег в этом рассказе становится центральной темой. Деньги и благородство натуры, деньги и профессия врача не совместимы. Деградация личности выражается и в том, что свободное время герой растрачивает попусту. Скуку и тоску он пытается побороть, предаваясь какому-нибудь бесцельному занятию. Таким занятием, лишь бы убить время, у Чехова выступает наряду с пьянством игра в карты.
«От таких развлечений, как театр и концерты, он уклоняется, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» .
Здравомыслящий Ионыч прекрасно понимает свое положение в городе С. , но не тоскует по этому поводу и ничего не хочет изменить. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это признак духовной деградации. «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся» .
Героем рассказа стал средний человек. Если же в обществе таких людей большинство, то такое общество безнадежно – вывод, к которому приходит писатель.