План к сказке "Иван крестьянский сын и чудо-юдо"1. Знакомство с Иваном и его братьями2. Чудо-юдо3. Снаряжение сыновей в дальнюю дорогу4. Избушка5. Калиновый мост6. Дозор старшего брата7. Борьба Ивана и шестиголового чудо-юды8. Дозор среднего брата9. Борьба Ивана и девятиголового чюды-юды.10. В дозор пошел Иван11. Встреча Ивана с двенадцати головым чудой-.дой.12. Иван победил чудо-юду.13. Дорога домой14. Старая змеиха.15. Старая змеиха повержина.16. Возвращение братьев домой. 1. Знакомство с Иваном и его братьями
«Блокада» А. Чаковского — историческое повествование, панорамный роман, в котором использованы документы, разнообразные факты, необходимые для интерпретации характеров многих реальных лиц — военачальников, партийных и государственных деятелей. С первых страниц очевидна многоплановость повествования, обращенного к разным сторонам жизни, характерам, ситуациям, что представляет известные трудности для воплощения. А. Чаковский основывает свой роман на фактах, подлинных свидетельствах участников событий, очевидцев (мемуары несут печать неизбежного субъективизма), поэтому возникает необходимость сведения воедино многих точек зрения, освещения фактов с разных сторон многими участниками событий предвоенной и военной поры. В романе воспроизводятся мнения, оценки, восприятия, соотнесенные с историей. Основой обширнейшего материала становится авторская концепция действительности. А. Чаковский анализирует события, размышляет над происходящим, отнюдь не считая, что в его книге найдено единственное, исключающее все другие истолкования объяснение сложнейших обстоятельств в канун второй мировой войны. Автор выступает в произведении как активный участник происходящего, убежденный защитник идейных, нравственных, социально-политических основ жизни нашего народа; он прямо выражает свои симпатии, антипатии, отмечает нерешенность, сложность многих вопросов того времени и делится своими предположениями и сомнениями с читателем. Так субъективные чувства и мысли повествователя становятся необходимым звеном содержания документального социально-политического романа. В литературе последних лет «Блокада» — явление значительное: ни в одном из произведений исторического жанра мы не найдем такого детально изученного, тщательно собранного документального материала, без которого невозможно было воплотить задуманное или «подступить» к той эпохе. В романе создается фон для изображения духовно-психологических состояний советских людей в предвоенную пору и в канун войны, не допускающих и мысли о стремительном нашествии врага. Это обстоятельство получает в книге многосторонний анализ современному читателю понять особую социально-нравственную атмосферу жизни советских людей накануне войны, характеры людей, поглощенных мирными проблемами, радостями и заботами молодого социалистического общества. Война отвергалась самой природой строя, его молодостью, радостью жизни, оптимизмом. Психологический, идейный склад советских людей рисуется многосторонне. Наиболее удачны образы Веры Королевой, майора Звягинцева, архитектора Валицкого, военачальников Б. М. Шапошникова, Г. К. Жукова и многих других. Первые недели и месяцы войны изображаются не только как самые тяжкие в смертельной битве с врагом, но и как глубоко драматическая психологическая перестройка советских людей, освобождавшихся от иллюзий, беспечности, различных «защитных барьеров» сознания, сковывавших самостоятельную мысль и действие. Люди обретали знание суровой правды, в которой черпали мужество и стойкость. Сопротивление народа фашизму становилось силовым полем притяжения всех людей мира, тяготеющих к правде, добру, справедливости и гуманизму. В «Блокаде» А. Чаковского наблюдается иногда описательность, иллюстративность в показе отдельных характеров, но в целом произведение содержит творческое решение ряда проблем нашего времени, достоверное изображение героических страниц недавней истории.
1. Знакомство с Иваном и его братьями