НУЖНО СЖАТЬ ТЕКСТ, ПОМЕНЯТЬ МНОГИЕ СЛОВА!
Нужны ли жалость и сострадание?
Мы часто в своей жизни слышим слова сочувствие и сострадание, но понимаем ли мы их значение? За обыденностью жизни, за суетой и гонкой времени, мы забыли, что значат эти, такие важные слова. Сочувствие – это значит разделить чувства другого человека, а сострадание – значит взять на себя часть страданий, облегчить горе. В литературе часто звучит эта тема. Есть прекрасный рассказ А. П. Платонова «Юшка» , о человеке, стойко переносившем страдания, о жестокости, рядом живущих с ним, людей. Юшка, так звали героя рассказа, мужчина безобидный, наивный, и, как думали другие жители, глупый. Поэтому над ним издевались все, кому не лень. Взрослые были откровенно грубыми, они могли толкнуть Юшку, ударить, оскорбить, дети кричали вслед Юшке обидные слова, дразнились. Это считалось нормальным, детей никто не одергивал, взрослые не знали жалости. На бедном Юшке вымещали все свое недовольство, он был, как громоотвод, принимал на себя всю злость и грубость людскую. Однажды, после очередного толчка, Юшка упал и умер… И не стало человека с наивными глазами. В город приехала приемная дочь Юшки. Она благодаря отцу смогла окончить институт, стала врачом. Только теперь она узнала, что Юшки больше нет, узнала, как к нему относились люди, но вложенная в ее душу, доброта не позволила девушке обозлиться. Дочь доброго и безобидного Юшки лечила людей, измывавшихся над ее отцом. В городе, где больше не было человека готового терпеть унижения и жестокость, ссоры стали частыми гостями в семьях. Злость жителей выплескивалась на них самих. «Юшка» очень интересный рассказ, но читать его трудно. Страшно осознавать, что вокруг есть такие же «Юшки» , а мы их не замечаем и не стремимся замечать. А ведь именно на таких добрых, наивных и безобидных людях держится наша жизнь. Именно они напоминают нам, что у нас есть душа. Они смотрят в наши сердца, и мы не можем выдержать их взгляд. Может поэтому люди слабые и малодушные всегда стараются обидеть и унизить таких людей? Ведь проще всего отыграться на том, кто не даст отпор, кто терпеливо снесет обиду и оскорбление? Часто молодежь ругают за бездушие, неумение сострадать и сочувствовать. Конечно, современная молодежь может и кажется такой, но не все молодые люди грубые и жестокие. Я была свидетелем интересного происшествия, случившегося этой зимой. По дороге, впереди меня шли два парня: рэперские штаны, огромные кроссовки, походка вразвалочку… Со стороны – обычные современные молодые люди. На обочине в снегу билась ворона, она никак не могла взлететь. Ребята свернули к ней. Я ускорила шаги, мне стало страшно, что они обидят птицу. Ребята поймали ворону, оказалось, что к ее лапам прилип кусок пенопластовой потолочной плитки. Видно кто-то делал ремонт в квартире, выбросил кусок намазанный клеем в окно, ворона прилипла к пенопласту, она не могла ни ходить, ни взлететь. Парни осторожно отлепили этот кусок с клеем от лапок пленницы и отпустили птицу. Они беззащитную ворону ей жизнь.
Эпизод начинается приходом Гринева в комендантский дом, где происходит военный совет Пугачева и его ближайшего окружения. Все эти люди сидят за накрытым столом, «разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами». Гринева удивило то, что здесь не соблюдалось никакой субординации. Все участвовали в общем разговоре, свободно высказывали свое мнение и не выказывали особого предпочтения «императору»: «Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева». Да и тот сидел, расслабленно слушая своих товарищей и давая слово каждому.
Пугачевцы обсуждали очень серьезный вопрос — поход на Оренбург, его осаду. Это очень серьезное решение было принято быстро и решительно. Но по тому, что сразу после Пугачев попросил «затянуть» его любимую песню, было понятно, что грустные мысли одолевают «императора». Казаки пели «Не шуми, мати зеленая дубровушка», в которой звучит предчувствие трагической участи всего пугачевского восстания и самого Пугачева.
Далее «император» и Гринев остаются наедине. Пугачев напрямую спрашивает Гринева, признает ли тот его государем-императором. Герой оказался в сложном положении. Он не может признать Пугачева Петром Федоровичем, потому что давал присягу императрице. Но Гринев не может прямо сказать об этом лжеимператору, потому что это грозит ему смертью. Герой колеблется. Но, в итоге, говорит, что не может признать его царем: «Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
Пугачев признает в Гриневе достойного противника. Он проникся уважением к этому человеку за его смелость, честность и чувство собственного достоинства. Гринев честно сказал бунтарю, что не может ни служить ему, ни обещать не служить против него. Ведь присяга, данная государыне, для Гринева священна.
Герой увидел, что Пугачева поразила искренность героя. Он просто отпускает его, не потребовав ничего взамен: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Данный эпизод раскрывает не только характер Гринева, его честность, благородство, верность долгу и своему слову. Здесь проявляется и Пугачев, не как разбойник и тиран, а как сильный человек с душой «нараспашку оценить положительные качества человека, даже если это его противник. Пугачев показан Пушкиным благородным и умным на решительный шаг, но и понимающим всю серьезность своего положения.