Тургенев всегда стремился к простому и ясному воспроизведению картин природы. Он говорил: “Гремите, не сходя с места, всеми громами риторики: вам большого труда это не будет стоить, попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождём, и вы увидите, как это нелегко”. При абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева всегда одушевлена лирическим чувством. Тургенев унаследовал от Пушкина удивительную извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта: всё, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность. Писатель видит в природе простоту и величие… Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей не только в этом произведении, но и во всем сборнике. «Запис- ки охотника» открываются рассказом о двух человеческих натурах «Хорь и Калиныч» , а завершаются «Лесом и степью» и словами любви к «природе» и «свободе» . Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека. Рассказ начинается с описания теплого погожего июльского дня. (“кроткий румянец” раннего утра, когда солнце, “светлое и приветно-лучезарное” проходит через растянутые облачка и блеск его подобен блеску кованого серебра”; около полудня появляется “множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями”. “...Далее, к небосклону, они сдвигаются”, но “все насквозь проникнуты светом и теплотой”. “К вечеру эти облака исчезают; последние из них ...ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца”.“...Вечерняя звезда, ..на всем лежит печать какой-то трогательной кротости) .
В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. В рассказе в описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь. Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.
Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей не только в этом произведении, но и во всем сборнике. «Запис- ки охотника» открываются рассказом о двух человеческих натурах «Хорь и Калиныч» , а завершаются «Лесом и степью» и словами любви к «природе» и «свободе» . Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.
Рассказ начинается с описания теплого погожего июльского дня. (“кроткий румянец” раннего утра, когда солнце, “светлое и приветно-лучезарное” проходит через растянутые облачка и блеск его подобен блеску кованого серебра”; около полудня появляется “множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями”. “...Далее, к небосклону, они сдвигаются”, но “все насквозь проникнуты светом и теплотой”. “К вечеру эти облака исчезают; последние из них ...ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца”.“...Вечерняя звезда, ..на всем лежит печать какой-то трогательной кротости) .
В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился.
В рассказе в описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.
Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.