Нужно ответить развёрнуто на 4 любые вопроса: Вопрос 1.
Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях «Горя от ума».
В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия
Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию
Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».
Вопрос 2.
Где и в течение какого времени происходит действие комедии (вспомните, какое время показывают часы в доме Фамусова, когда появляется Чацкий, когда он уезжает)? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство и насколько точно и последовательно соблюдаются правила в комедии Грибоедова?
Вопрос 3.
Какой временной диапазон охватывают события, изображаемые в комедии?
Каковы художественные функции ретроспекций в пьесе?
Подсказка:
Ретроспекции – картина обозрение того, что было в
Вопрос 4.
Как соотносятся место действия и художественное пространство «Горе от ума»? Какие топографические реалии Москвы упоминаются в комедии?
В каких эпизодах упоминаются и какое значение в контексте комедии приобретают такие названия, как Кузнецкий мост, Покровка?
Подсказка:
Место действия – дом Фамусова, художественное пространство – это то пространство, которое предстаёт перед нашим мысленным взором по мере прочтения произведения.
Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов на местности
Топографические реалии – те места, которые упоминаются в произведении
Вопрос 5.
Одно из наиболее употребительных в литературоведении определений, характеризующих художественное пространство в комедии, - «грибоедовская Москва». Объясните, почему сценическое пространство пьесы замкнутое в «четырёх стенах» одного из московских зданий, получает расширительное толкование – не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва».
Вопрос 6.
Говоря о системе персонажей «Горя от ума», Грибоедов в письме к Катенину указывал: «… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Однако исследователями пьесы подсчитано, что в комедии «присутствует» более 60 персонажей. Как бы вы прокомментировали «статистические» разногласия между автором произведения и учёными?
Чем объясняется такое необычное «многолюдье» пьесы?
Вопрос 8.
Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:
Молчалин – потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведён на службу в Москву.
Репетилов является членом «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное своё призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живёт в Петербурге.
Хлёстова – знатная московская барыня, приходится тёткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины 1. На бал в дом Фамусова приезжает со всей своей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой – старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.
Вопрос 9.
Определите авторство версий о причинах сумасшествия Чацкого. Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума в представлении каждого из них?
а) Его в безумные упрятал дядя-плут…
Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.
б) По матери пошёл, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
в) Чай, пил не по летам.
г) В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны.
д) Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Вопрос 10.
«Да, чтоб чины добыть, есть разные каналы», - замечает в комедии полковник Скалозуб. Восстановите «послужной список» 2-3 героев комедии (например, Молчалина, Максима Петровича, самого Скалозуба) и расскажите о наиболее эффективных, с их точки зрения продвижения по служебной лестнице. Чьим девизом могла стать каждая из приведённых цитат:
Ну как не порадеть родному человечку…
Когда же надо подслужиться.
И он сгибался вперегиб.
Веди надобно ж зависеть от других.
… Частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Вопрос 11.
Один из важнейших аспектов сценического действия комедии – распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляется предположение о том, что Чацкий «не в своём уме».
Вопрос 12.
«Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!!» - таким предстаёт Чацкий в начале комедии. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?» - торжествующе звучат слова Софии в заключительном действии «Горя от ума». Как и почему Чацкий превращается в комедии из шутника в шута? Как в связи с судьбой главного героя трансформируются жанровые признаки комедии?
поэма «мцыри», написанная м. лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. главные герои в произведении сведены до минимума: это сам мцыри и его пожилой воспитатель-монах. образ мцыри в поэме лермонтова является ключевым — ему и раскрывается основная идея произведения.
для создания образа мцыри в поэме лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. от себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. из них читатель узнает, что мцыри еще ребенком был в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. так, говоря о болезни мцыри-ребенка, лермонтов пишет: «но в нем мучительный недуг / развил тогда могучий дух».
мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого лермонтовым. но дальнейший рассказ о мцыри автор предоставляет ему самому. этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.каков же мцыри? первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « что за нужда? ты жил, старик! / ты жил, – я также мог бы жить! ». его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.
кругом меня цвел божий сад; растений радужный нарядхранил следы небесных слез,и кудри виноградных лозвились, красуясь меж дерев…
так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
но вместе с тем образ героя мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного лермонтовым. «мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак"