Мораль басни и.а. крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том. что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные , попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той. что описана в басне. например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, им разнообразные советы. но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов. в качестве примера можно такую .
Катерина была в смятении, разрывалась на две части между неоспоримой волей общества и собственными чувствами. замужество на нелюбимом человеке сделало ее несчастной, сковало тысячью цепями из непожъемного жгучего металла, оставляя наедине с этой печалью. давление кабанихи усугубляло ее положение, а ее безвольный муж даже не мог противостоять своей матери, чтобы хоть на немного избавить катерину от тяжелой ноши. "что дальше, то хуже. а теперь еще этот грех-то на меня. кабы не сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны." раньше катерина сравнивала с себя с вольной птичкой, теперь же ее изнь полна противоречивых действий и серых дней. она научилась врать себе во благо, сама понимая, что совершает грех. она лишь хотела взаимной любви, но эта погоня за иллюзорным счастьем и попытки бежать от нелюбимого, ее на скалу, где и закончилась ее , оставив после себя лишь последнюю искорку. эта женщина, бесспорно, достойна того, чтобы ее любили хотя бы за то, что она смогла найти в себе силы бороться с тем, что ей противостояло. она видела в любви не только нежное чувство, но и смысл жизни, который уже давно затерялся среди прогнившего общества, власти денег и каменных сердец. вообще, идеал женщины более отражен в следующей его пьесе "бесприданница", но катерину островский любил именно за чистоту мысли, наивность и стремлении обрести счастье в любви, так как раньше женщина являлась именно символом любви.