Одна из поэм М.Ю. Лермонтова, тематика которой тесно связана с его кавказским циклом, — поэма «Мцыри». Это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гиперболичностью переживаний. В центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. События эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской дороге, о чем писал еще П.А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монастыре. Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. Выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова. Кроме того, воображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схватке юноши с тигром, где были такие строки: Тигр и юноша сцепились Средь полночной темноты, Камни в пропасть покатились, Обломалися кусты. Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтической поэме. Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтического героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятежной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности», — писал В.Г. Белинский. Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри — это символ тюрьмы, неволи. Он тоскует по своей родине, где «люди вольны, как орлы», по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. Три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изображен умирающим. Его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. Таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни Мцыри, но они были самыми яркими и запоминающимися в его судьбе: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости моей. Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые, как мечты», «снега, горящие, как алмаз». Картины природы вызывают в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рассыпанный аул», «свет лунных вечеров», «вечерний гул домой бегущих табунов», «смуглых стариков», отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. Поэт замечает, что цель побега Мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир», желание «узнать, прекрасна ли земля», «д ля воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы».
Тема: - Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова Лермонтов — поэт юности, именно в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героичность, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие минуты, когда чувствуешь себя одиноким в этом мире, всеми покинутым. И тогда приятно перечитать знакомые стихотворения: “Парус”, “Тучи”, “На севере диком стоит одиноко сосна”. Привлекает в поэзии Лермонтова его искренность, пламенность. Лермонтов начал писать рано, четырнадцатилетним подростком. И очень скоро освободился от прямых подражаний старшим, научился воплощать свой собственный душевный опыт. Дневники Лермонтова — это непрерывный лирический монолог, пламенная стихотворная исповедь. Лермонтов рано осознал себя “избранным”, человеком загадочной и непременно высокой, трагической судьбы. Избрав своим орудием поэзию, он не мечтал занять скромное место на журнальной странице. Он должен был произнести перед миром слово, какого не сказал ни Пушкин — его кумир, ни Байрон, никто другой из поэтов. И вся его жизнь — это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выразить в поэзии еще небывалое. Лирическое “я” раннего Лермонтова — это героическая натура, жаждущая света, свободы, активной деятельности. И картины природы раскрыть образ героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Они дополняют портрет героя, дают возможность более живо ощутить его характер.
тесно связана с его кавказским циклом, — поэма
«Мцыри». Это поэма романтическая, с идеальным
героем, отличающимся гиперболичностью
переживаний. В центре сюжета — судьба пленного
мальчика, черкеса, попавшего в грузинский
монастырь. События эти были связаны с
путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской
дороге, о чем писал еще П.А. Висковатов. В Мцхете
поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что
тот еще ребенком был взят в плен генералом
Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик
заболел, и его пришлось оставить в монастыре.
Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой
жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в
результате тяжело заболел. Выздоровев, он
успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот
произвел большое впечатление на Лермонтова.
Кроме того, воображение поэта поразила и старинная
грузинская песня о схватке юноши с тигром, где
были такие строки:
Тигр и юноша сцепились Средь полночной темноты,
Камни в пропасть покатились,
Обломалися кусты.
Все эти впечатления и нашли свое отражение в
романтической поэме.
Мцыри наделен у поэта характерными чертами
романтического героя: он бесконечно одинок в
чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей,
мужественностью, огненно-мятежной душой,
страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это
любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии
тени его собственной личности», — писал В.Г.
Белинский.
Поэма построена в форме монолога-исповеди героя
о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для
Мцыри — это символ тюрьмы, неволи. Он тоскует по
своей родине, где «люди вольны, как орлы», по
родному аулу, по своей семье, по отчему дому.
Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с
детства. Три дня он скитается, пытаясь отыскать
дорогу домой, но все усилия его бесполезны.
Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле
монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале
поэмы он изображен умирающим. Его находят
монахи, и он вновь оказывается в монастыре. Таким
образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из
жизни Мцыри, но они были самыми яркими и
запоминающимися в его судьбе:
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и
жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б
печальней и мрачней Бессильной старости моей.
Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, —
восхищение красотой и величием природы. Он видит
«пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев»,
«горные хребты, причудливые, как мечты», «снега,
горящие, как алмаз». Картины природы вызывают в
памяти образ родного дома: герой вспоминает «в
тени рассыпанный аул», «свет лунных вечеров»,
«вечерний гул домой бегущих табунов», «смуглых
стариков», отца «в одежде боевой» и молодых своих
сестер. Поэт замечает, что цель побега Мцыри — не
только возвращение домой, но желание видеть
«божий мир», желание «узнать, прекрасна ли земля»,
«д ля воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы».