Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Домашнее задание:
ответить на во письменно):
1.Когда мы впервые в романе узнаём о Маргарите?
2.Кто такая Маргарита? Что мы узнаём из её предыстории?
3.Какое впечатление складывается у читателя о Маргарите после рассказа Мастера?
4.Расскажите, как жили Мастер и Маргарита до встречи?
5.Как изменилась жизнь Мастера и Маргариты после встречи?
6.Как складывались их взаимоотношения? Нужны ли были они друг другу?
7.Что случилось с героями, когда они потеряли друг друга?
8.Каково ваше отношение к героям?
9.Справедлив ли Булгаков, называя отношения Мастера и Маргариты «настоящей, верной, вечной любовью»?
“Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.
Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.
Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению К Гриневу, Маше, Швабрину... Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени. Так почему же все-таки исторический роман назван “Капитанская дочка”? Мне кажется, что это название наиболее полно отражает суть его. Произведение, помимо описанной темы, повествует о данной и искренней любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное — утвердить справедливость. Она смогла доказать невиновность Гринева, верность его данной присяге.
Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой “трусихи” она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.
Название романа “Капитанская дочка”, как мне кажется, отражает суть произведения.
Для кого даже честь — пустяк,
Для того и все прочее ничтожно.
Аристотель
Повесть "Капитанская дочка" — одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: "Береги платье снову, а честь — смолоду". Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.
Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести — это прежде всего честь офицера и дворянина. "Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников...", — так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: "Ты мне не государь. Ты вор и самозванец". Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: "Умирать так умирать: дело служивое". Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: "Не казнь страшна... Но дворянину изменить своей присяге...". Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.
Петр Гринев — представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: "Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу". Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: "...долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы".
Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин — бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий "честь", "долг", "присяга"; ему важно жизнь любым Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми старается очернить Машу.
Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. "Долг платежом красен", — говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. "Казнить так казнить, жаловать так жаловать". Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев Петру и накажет Швабрина.
Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева — история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.