Все лето листья на дереве с восторгом следили за полетом птиц, бабочек и стрекоз, мечтая когда-нибудь также полететь, куда-нибудь далеко-далеко и наконец увидеть мир, лежащий за пределами леса.
И вот пришла осень. Листья стремительно стали желтеть и родная ветка держала их все слабее и слабее. Листья взволновались - уже скоро, совсем скоро они как настоящие путешественники отправятся в свой первый и единственный сказочный полет!
Нужен был только порыв ветра и он пришел. Листья, один за другим, отрывались от ветки и летели, летели, летели как птицы. Почти воздушные, они были такими легкими, что во всем оказались послушны ветру, который балуясь гнал их все дальше и дальше.
Наконец показалась опушка леса и листья в последнем усилии взвились вверх, разглядели широкое желтое поле и синюю ленту реки, какие-то странные деревья, лишенные веток и листьев, с многочисленными дуплами, и вдруг ветер стих. Листья плавно кружась опустились на землю и затихли.
Они были довольны, жизнь оказалась прожита не зря, а все мечты их осуществились.
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».
Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.
Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «... лишь ветер... да я!»
Все лето листья на дереве с восторгом следили за полетом птиц, бабочек и стрекоз, мечтая когда-нибудь также полететь, куда-нибудь далеко-далеко и наконец увидеть мир, лежащий за пределами леса.
И вот пришла осень. Листья стремительно стали желтеть и родная ветка держала их все слабее и слабее. Листья взволновались - уже скоро, совсем скоро они как настоящие путешественники отправятся в свой первый и единственный сказочный полет!
Нужен был только порыв ветра и он пришел. Листья, один за другим, отрывались от ветки и летели, летели, летели как птицы. Почти воздушные, они были такими легкими, что во всем оказались послушны ветру, который балуясь гнал их все дальше и дальше.
Наконец показалась опушка леса и листья в последнем усилии взвились вверх, разглядели широкое желтое поле и синюю ленту реки, какие-то странные деревья, лишенные веток и листьев, с многочисленными дуплами, и вдруг ветер стих. Листья плавно кружась опустились на землю и затихли.
Они были довольны, жизнь оказалась прожита не зря, а все мечты их осуществились.
Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.
Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «... лишь ветер... да я!»