Ненецкая сказка кукушка.
Напишите небольшой отзыв о прочитанной сказке, опираясь на предложенные во В чём смысл сказки?
• Какие пороки человека она осуждает?
• Каким положительным качествам предлагает подражать?
• Всегда ли вы относитесь уважительно и внимательно к своим родителям?
• Знаете ли вы другие сказки народов России, в которых говорится о необходимости почитать родителей (приведите 2-3 примера)?
Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о святых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели житийного жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали представлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.
Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.
Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?
Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Ве который покорил всю землю Иудейскую».
Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соломон — царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости. Богу понравилась его и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Ве Тит Флавий (9-79) — римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.
Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.
Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы возникновению такого сильного впечатления?
Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.
Да мешает потому что Только такой, как Митрофан, мог остановиться в своем
развитии в этом возрасте. И учителя в " " ему очень
преуспели.
В глубине же души г-жа Простакова уверена, что ее сыну
учиться не нужно, ведь другие представители фамилии
Простаковых "на боку лежа, летят себе в чины",
а "покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем
скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек
нажить и сохранить... ".
При таком отношении к науке г-жа Простакова и учителей
сыну выбирает по принципу, чтобы они "ребенка не неволили".
Поскольку сам Митрофан учиться не хочет и предпочитает
проводить все время на голубятне.