Роман М. А. Булгакова» Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, которые утверждали прямое соединения гротеска, фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторический и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествования обращено в будущее, является книгой на все времена, чему ее высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокурор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, при предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х –30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-филисофская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляются Сатана и его свита.
Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законом добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом -- трагический гротеск романа.
Впервые открыв один из самых гениальных и неординарных, оказавших огромное культурное влияние не только на территории России, но Европы и мира роман, читатель сразу погружается в атмосферу Москвы 20-х годов столетия. Там происходят события, которые могут показаться необычными, мистическими, и не имеющими разумного объяснения. Автор довольно точно передает характер той эпохи, но что самое удивительное – это не единственный временной пласт произведения. Один из главных персонажей романа – Воланд, начинает рассказывать нам историю, действие которой происходит во времена правления в Иудее Понтия Пилата. К нему приводят преступника по имени Иешуа, и пятый прокуратор должен решить его судьбу. Но пораженный речью обвиняемого, и его суждениями, Пилат внутренне меняется, понимая, что без этого человека и бесед с ним он уже не сможет существовать в душном Ершалаиме. Продолжение этой истории читатель узнает потом из книги Мастера. Переплетение двух исторических эпох, казалось бы мало связанных друг с другом – отличительная черта романа Булгакова. Их объединяет нечто большее, чем не имеющие никакого значения внешние декорации – противостояние добра и зла, человеческая жадность и алчность, великая любовь и к самопожертвованию. Кстати, над внешними атрибутами пустой жизни и деньгами в довольно изощренной форме издеваются Коровьев и Бегемот, они смеются над ложью, стремлением к легкой наживе и духовной развращенностью местного населения. Истинный облик этих персонажей раскроется только в самом конце романа, и вместо шутов мы увидим благородного молчаливого рыцаря и пажа. Читая «Мастера и Маргариту», читатель довольно часто будет сталкиваться с оборотничеством среди персонажей, в некоторых случаях буквальным – например, когда Николай Иванович превращается в борова и используется, следуя тонкой шутке Бегемота, в качестве транспортного средства. Вчитываясь в роман, невозможно не заметить огромное количество символических деталей и тонких намеков на те, или иные известные сюжеты, книга насыщенна живым юмором и глубокими философскими размышлениями. Для одних читателей она станет романом о любви, для других мистическим откровением или попыткой трактовать библейские события. В этом и величие произведения Булгакова, ведь даже перечитывая его несколько раз, читатель всегда будет открывать для себя что-то новое.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторический и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествования обращено в будущее, является книгой на все времена, чему ее высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокурор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, при предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х –30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-филисофская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляются Сатана и его свита.
Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законом добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом -- трагический гротеск романа.
Один из главных персонажей романа – Воланд, начинает рассказывать нам историю, действие которой происходит во времена правления в Иудее Понтия Пилата. К нему приводят преступника по имени Иешуа, и пятый прокуратор должен решить его судьбу. Но пораженный речью обвиняемого, и его суждениями, Пилат внутренне меняется, понимая, что без этого человека и бесед с ним он уже не сможет существовать в душном Ершалаиме. Продолжение этой истории читатель узнает потом из книги Мастера.
Переплетение двух исторических эпох, казалось бы мало связанных друг с другом – отличительная черта романа Булгакова. Их объединяет нечто большее, чем не имеющие никакого значения внешние декорации – противостояние добра и зла, человеческая жадность и алчность, великая любовь и к самопожертвованию. Кстати, над внешними атрибутами пустой жизни и деньгами в довольно изощренной форме издеваются Коровьев и Бегемот, они смеются над ложью, стремлением к легкой наживе и духовной развращенностью местного населения. Истинный облик этих персонажей раскроется только в самом конце романа, и вместо шутов мы увидим благородного молчаливого рыцаря и пажа.
Читая «Мастера и Маргариту», читатель довольно часто будет сталкиваться с оборотничеством среди персонажей, в некоторых случаях буквальным – например, когда Николай Иванович превращается в борова и используется, следуя тонкой шутке Бегемота, в качестве транспортного средства.
Вчитываясь в роман, невозможно не заметить огромное количество символических деталей и тонких намеков на те, или иные известные сюжеты, книга насыщенна живым юмором и глубокими философскими размышлениями. Для одних читателей она станет романом о любви, для других мистическим откровением или попыткой трактовать библейские события. В этом и величие произведения Булгакова, ведь даже перечитывая его несколько раз, читатель всегда будет открывать для себя что-то новое.