Тема стихотворения - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире. Создатель образа "лишнего человека" очень одинок. "...Я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы". "Листок" - это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний героя, описания действующих лиц, местности. Листок – на первом плане, и каждая строфа – это новый виток повествования. Главный герой "оторвался от ветки родимой", "в степь укатился, жестокою бурей гонимый", "засох и увял". В этом аллегорическом образе мы видим характерные для героев Лермонтова черты: : ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе. . .И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности". Он "вырос в отчизне суровой", которая сильна и могуча, ведь недаром Лермонтов уточняет: листок оторвался от дуба. Автор использует прием противопоставления. Пропасть лежит между чинарой, её "свежими сынами" и "бедным листочком дубовым". Это противопоставление является основным компонентом сюжета, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Довольство чинары, все ее преимущества подчёркивают трагизм положения листка, его обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души. Система образов стихотворения включает, с одной стороны, "родимую ветку", от которой оторвался листок, бурю, которая гнала его; с другой стороны – "Черное море", омывающее корни, "райские птицы", поющие песни, ветер, "ласкающий зеленые ветви". Автобиографический мотив изгнанничества, переданный в излюбленной Лермонтовым аллегорической форме, превращается здесь в бегство от "отчизны суровой". Здесь вековечный покой, в котором пребывает Восток, уже выступает как вожделенное для странника состояние беспечного блаженства, гармоничного слияния с природой. В более ранних своих стихотворениях Лермонтов скорее пренебрежительно отзывался об этом "бесчувственном" покое; но теперь его герой готов и в этом, совершенно чуждом ему мире искать убежища от своей тоски и одиночества.
вот
Объяснение:
Статья посвящена сопоставительному анализу социальной очеркистики
В.А. Гиляровского и В.М. Дорошевича в аспекте традиций народознания, «нату-
ральной школы» и «физиологического» очерка. Рассматриваются принципы
типизации, присущие творческой манере писателей, обосновывается их принад-
лежность социально-дидактической ветви просветительского реализма.
Ключевые слова: народознание, публицистика, социальный очерк, «репортаж-
ная» манера письма, социальная диагностика, социальная дидактика, просвети-
тельский реализм, В.А. Гиляровский, В.М. Дорошевич.
Народознание как особое направление отечественной литературной
мысли зарождается еще во времена А.С. Пушкина, который стал одним
из его основоположников [5, с. 37]. Расцвет же этого направления прихо-
дится на конец ХIХ – начало ХХ вв., когда острые социальные противоре-
чия и конфликты привели к радикальному переосмыслению обществен-
ных перспектив. Свой вклад в решение этих задач призвана была внести
публицистика.
Среди тех литераторов, которые обладали особым даром соци-
альной диагностики, талантливо продолжали традиции русского. «физиологического» очерка и «натуральной школы», следует назвать
В.А. Гиляровского и В.М. Дорошевича. Их творчество представляет
собой, если можно так выразиться, «малую энциклопедию» русской
жизни рубежа ХIХ–ХХ вв. В произведениях В.А. Гиляровского созданы
и ярко обрисованы типы городской бедноты («Трущобные люди», 1887;
«Московские нищие», 1896), обывателей и мещан («Москва и москвичи»,
1926) и др. В произведениях В.М. Дорошевича нашли свое отражение
персонажи преступного мира (книга очерков «Сахалин», 1903), предста-
вители среднего класса, чиновники и видные деятели театральной среды
(«Папильотки», 1893; цикл «Сцена», 1907; цикл «Литераторы и общест-
венные деятели», 1905; «Старая театральная Москва», 1923).
Социальный «срез» героев очерков и репортажей В.А. Гиляровского
и В.М. Дорошевича рубежа ХIХ–ХХ вв. в полной мере отражает модель
современного им общества. Продолжая традиции «натуральной школы»
60-х гг. ХIХ в., В.А. Гиляровский и В.М. Дорошевич демонстрируют
живой исследовательский, познавательный интерес к жизни различных
сословий русского общества, в первую очередь – «низшего» и «среднего»
классов. На этом основании можно говорить не только о тематике наро-
дознания в творчестве этих писателей, но и, более того, о высоком прио-
ритете данной темы в их произведениях и в творчестве в целом.
Одна из ведущих тем творчества В.А. Гиляровского – это мир «потеряв-
ших почву», опустившихся под влиянием неблагоприятных социальных
условий, всеми забытых изгоев общества – «бывших людей», как называл
их М. Горький. Трущобы в произведениях писателя становятся не только
основной приметой времени, но и неким символом жизни общества. Попав
в трущобы, человек не в силах противостоять их давлению. Трущобы – это
своеобразное «клеймо» на жизни каждого их обитателя, закрывающее
навсегда выход к нормальному человеческому бытию. В.А. Гиляровский
в очерке «Каторга» замечает, что трущобы – это своего рода пожизненная
каторга, замкнутый круг, откуда нет выхода: Арестант бежит из Сибири
с одной целью – чтобы увидеть родину. Но родины у него нет. Он отвер-
женец общества. Все отступились от него, кроме таких же, как он,
обитателей трущоб, которые посмотрят на него, «варнака Сибирского,
генерала Забугрянского», как на героя [1, с. 73].
Трущобный мир – мир людей, отвергнутых социумом, «обреченных»
на по , воровство, разврат. Показать, проследить пути,
ведущие человека на «дно», увидеть внутренний мир обитателя трущоб,
понять его психологию, воззвать к человечности и совести каждого –
таковы цели прозаических и публицистических произведений «трущоб-
ного» цикла В.А. Гиляровского. «Он был знатоком Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепен-
цев, по большей части одаренных простых людей, не нашедших себе ни
места, ни занятия в тогдашней жизни» [4, с. 5], – писал К.Г. Паустовский,
верно подметивший фактор знания, исследовательского, познающего
вектора писательских интересов «дяди Гиляя».
Особое место В.А. Гиляровского в русском литературном народозна-
нии заключается не только в особом демократизме и гуманности его
писательской позиции, но и в особом просветительском характере его
реализма: «Хитровка любила Гиляровского как своего защитника, как
человека, который не гнушался бедностью и понимал всю глубину хитро-
ванского горя и безрадостной жизни. Сколько нужно было бесстрашия,
доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы завоевать любовь
и доверие сирых и озлобленных людей!» [Там же], – отмечал К.Г. Паус-
товский.