Назовите писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) М.В.Ломоносов Б) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
2. На каком из перечисленных изобразительно-выразительных средств построено стихотворение?
А я без Волги не могу… Она меня радушно принимает,
Как хорошо малиновою ранью с чем ни приду – с обидой иль бедой…
Прийти и посидеть на берегу, И всё она, наверно, понимает,
И вблизи её молчанья Коль грусть моя уносится водой.
А.Д.Дементьев
А) метафора Б) олицетворение В) сравнение Г) инверсия Д) эпитет
3.Соотнесите автора и произведение:
1.Н.А. Некрасов а) «Зреет рожь над жаркой нивой»
2.И.С. Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»
3.А.А. Фет в) «Нищий»
4.А.П. Чехов г) «Железная дорога»
5.М.Е. Салтыков- Щедрин д) «Дикий помещик»
6.Л.Н.Толстой е) «Хамелеон»
4. Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя Б) барин В) Варвара Г) приказчик
5. Укажите героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий, голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
6. Дайте определение понятию «юмор».
7. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек, не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый? (Так названо произведение Фонвизина)
8. Определите стихотворный размер:
Восемь лет эту местность я знаю,
Уходил, приходил,- но всегда
В этой местности бьет ледяная
Неисчерпываемая вода.
9. Назовите цикл рассказов, куда входит произведение «Хорь и Калиныч». Кто его автор?
—Том!
Нет ответа.
— Том!
Нет ответа.
— Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты?
Это старенькая тетя Полли зовет оставшегося на ее попечении озорника Тома. Проказник в это время в чулане поедает варенье. Тетя уже собралась отстегать его за это прутом, но мальчишка отвлек ее внимание, перемахнул через забор и удрал.
Тетя любит и даже балует сына своей покойной сестры, однако церковь говорит ей: «Кто жалеет розги — тот губит ребенка».
Тома надо наказать — заставить в праздник работать. А то ведь совсем распустится!
Том в школу не ходил, а весело провел время, купаясь. Его выдает сводный младший брат Сид — послушный мальчик, ябеда и тихоня. Том убегает и бродит по городку до самого вечера, с удовольствием задираясь с другими мальчишками.
На следующее утро тетя все-таки изловила Тома и заставила его белить почти тридцатиметровый высокий забор. Изобретательный мальчишка пытается уговорить сделать эту работу маленького раба — чернокожего Джима, но тот очень боится «старой миссис».
Внезапно Тому пришла в голову блестящая мысль: он притворился, что для него белить забор — одно удовольствие. Окрестные мальчишки подходили подразнить и его и... выкупали право побелить хоть немного за ребячьи сокровища: алебастровые шарики, пищалки, недоеденные яблоки... И даже дохлую крысу с привязанной к ней веревкой, чтобы было удобнее вертеть.