Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного французского писателя п. мэриме: " язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков". аргументируя свой ответ два примера из текста. приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или цитируйте. начать сочинение вы можете словами п. мэриме. объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
(1)на уроке военного дела учитель юрий лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)до взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)но за окном, выстроившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (5)выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)а в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
(8)и тогда, чтобы он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)и в тот же миг взрыв оглушил класс.
(10)нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем . (11)остались без отца шестилетняя оксана, годовалый юрасик, вдовой – жена лариса.
(12)юрий лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы других! (13)есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?
(14)каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказывавшие о ю.лелюкове. (15)выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, общественных идеалов и ценностей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)от удач и неудач. (19)и мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)решения не всегда однозначны. (21)да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)и все-таки человека выбирает.
(24)сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)сделать выбор, чтобы начать действовать. (26)мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)и от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)и следовательно, выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
(29)выбирать правильное решение человеку интуиция и опыт поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
(30)… разобраться в калейдоскопе событий трудно. (31)выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)от века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)они близко, они вплотную. (34)ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости ориентироваться в невероятной сутолоке дней…
(35)а значит, каждому человеку надо ещё раз продумать свое отношение к тому, что происходит в мире. (36)сделать выбор. (37)правильный выбор. (38)и действовать.
Изобразительные средства понять идею произведения, т.к. они усиливают образность языка, обогащают его содержание, усиливают наглядность изображаемого, вызывают эмоциональное восприятие у читателя увидеть авторское отношение к описываемым событиям.
Эпитеты:
угрюмая страна, живых веселых красок, плодотворящей силы, поля остылые, стеклянного журчанья, нрав изменчивый и прихотливый, проказником седым.
Метафоры:
В оковах \ Игривые ручьи
Земля, \ Покрытая пуховою порошей
Ковры лугов
могучую природу \ Будить от сна и звать из недр земных \ Родящую, таинственную силу
Олицетворения:
Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна. Леса стоят безмолвны; густые лапы елей; природу будить от сна; В оковах игривые ручьи, Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех.
Инверсия:
В урочный час обычной чередою \ Являюсь я на землю берендеев. \ Нерадостно и холодно встречает \ Весну свою угрюмая страна.
Сравнение:
А в ясном небе \ Как жар горит луна, и звезды блещут \ Усиленным сиянием.
Многосоюзие:
Угрюмые грачи, и жаворонки, \ Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы-лебедушки, и гуси \ Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, — вы озябли?
Риторический вопрос:
Дрожите вы, бедняжки?
Риторическое восклицание:
Попляшите, \ Согрейтесь!
Объяснение:
Изобразительные средства понять идею произведения, т.к. они усиливают образность языка, обогащают его содержание, усиливают наглядность изображаемого, вызывают эмоциональное восприятие у читателя увидеть авторское отношение к описываемым событиям.
Эпитеты:
угрюмая страна, живых веселых красок, плодотворящей силы, поля остылые, стеклянного журчанья, нрав изменчивый и прихотливый, проказником седым.
Метафоры:
В оковах \ Игривые ручьи
Земля, \ Покрытая пуховою порошей
Ковры лугов
могучую природу \ Будить от сна и звать из недр земных \ Родящую, таинственную силу
Олицетворения:
Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна. Леса стоят безмолвны; густые лапы елей; природу будить от сна; В оковах игривые ручьи, Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех.
Инверсия:
В урочный час обычной чередою \ Являюсь я на землю берендеев. \ Нерадостно и холодно встречает \ Весну свою угрюмая страна.
Сравнение:
А в ясном небе \ Как жар горит луна, и звезды блещут \ Усиленным сиянием.
Многосоюзие:
Угрюмые грачи, и жаворонки, \ Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы-лебедушки, и гуси \ Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, — вы озябли?
Риторический вопрос:
Дрожите вы, бедняжки?
Риторическое восклицание:
Попляшите, \ Согрейтесь!