Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (объем 100-
150 слов). Выразите своё отношение к
прочитанному, воспользуйтесь
изобразительными средствами языка.
1.Сопоставьте содержание двух
стихотворений О. Сулейменова
«Волчата» и У. Блейка «Тигр», их темы,
поднимаемые проблемы, жанровые
особенности. Определите, авторское
отношение к проблемам, поднимаемым
В произведениях?
2.Сравните образы людей в рассказе
«Санькин марал» с образом волчатника
в стихотворении О.Сулейменова
«Волчата
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.
Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.
Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и бес а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»:
«- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям».
Горящее сердце юноши людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.
письмо татьяны
я к вам пишу - чего же боле?
что я могу еще сказать?
теперь, я знаю, в вашей воле
меня презреньем наказать.
но вы, к моей несчастной доле
хоть каплю жалости храня,
вы не оставите меня.
сначала я молчать хотела;
поверьте: моего стыда
вы не узнали б никогда,
когда б надежду я имела
хоть редко, хоть в неделю раз
в деревне нашей видеть вас,
чтоб только слышать ваши речи,
вам слово молвить, и потом
все думать, думать об одном
и день и ночь до новой встречи.
но, говорят, вы нелюдим;
в глуши, в деревне все вам скучно,
а ничем мы не блестим,
хоть вам и рады простодушно.
зачем вы посетили нас?
в глуши забытого селенья
я никогда не знала б вас,
не знала б горького мученья.
души неопытной волненья
смирив со временем (как
по сердцу я нашла бы друга,
была бы верная
и добродетельная мать.
нет, никому на свете
не отдала бы сердца я!
то в вышнем суждено
то воля неба: я твоя;
вся жизнь моя была залогом
свиданья верного с тобой;
я знаю, ты мне послан богом,
до гроба ты хранитель
ты в сновиденьях мне являлся
незримый, ты мне был уж мил,
твой чудный взгляд меня томил,
в душе твой голос раздавался
нет, это был не сон!
ты чуть вошел, я вмиг узнала,
вся обомлела, запылала
и в мыслях молвила: вот он!
не правда ль? я тебя слыхала:
ты говорил со мной в тиши,
когда я бедным
или молитвой услаждала
тоску волнуемой души?
и в это самое мгновенье
не ты ли, милое виденье,
в прозрачной темноте мелькнул,
приникнул тихо к изголовью?
не ты ль, с отрадой и любовью,
слова надежды мне шепнул?
кто ты, мой ангел ли хранитель,
или коварный искуситель:
мои сомненья разреши.
быть может, это все пустое,
обман неопытной души!
и суждено совсем
но так и быть! судьбу мою
отныне я тебе вручаю,
перед тобою слезы лью,
твоей защиты
вообрази: я здесь одна,
никто меня не понимает,
рассудок мой изнемогает,
и молча гибнуть я должна.
я жду тебя: единым взором
надежды сердца оживи
иль сон тяжелый перерви,
увы, заслуженным укором!
кончаю! страшно
стыдом и страхом
но мне порукой ваша честь,
и смело ей себя