Тема родины была ведущей в творчестве многих писателей и поэтом, главной она была и для А.Блока. Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некрасовскую деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но только у Блока патриотическая тема так полно сомкнулась с любовной лирикой. Поэт любит Россию не как мать, а как возлюбленную.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Россию он ощущает только в движении, в устремлении вперед, в бескрайнюю даль будущего и выражает это лирически окрашенным пейзажем, образами:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль….
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Таким А.Блока читатель увидел в его знаменитом цикле «На поле Куликовом». Когда Блок писал его, он размышлял о народе, об исторических судьбах страны. Цикл состоит из пяти стихотворений, объединенных единой целью. Поэт пытался показать поворотные для Древней Руси события – битвы между ратью Московского великого князя Дмитрия Ивановича (впоследствии прозванного Донским) и татарским войском:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь….
Мы, сам друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
…Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна….
«Мы» для Блока не только поколение, «полки», это все герои, которые из века в век готовы «за святое дело мертвым лечь».
И образ родины, Руси чувствуется постоянно на протяжение всего цикла. У Блока «средь ночных полей», «в тумане над Непрядвой спящей» появляется «лик нерукотворный», чтобы поддержать воинов. И каждый раз после сечи воцаряется ночь, тьма,»дикие страсти», вселяющие в «растерзанное сердце» лирического героя отчаяние:
И я с вековою тоскою,
Как волк над ущербной луною,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобою!
Для поэта Куликовская битва - символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, которая копилась под гнетом, взрывается мятежом:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
И мы чувствуем вместе с поэтом, что его родина несется, как «степная кобылица», навстречу катастрофе, и остановить её невозможно. Ведь это был уже 1908 год…
Тема родины была ведущей в творчестве многих писателей и поэтом, главной она была и для А.Блока. Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некрасовскую деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но только у Блока патриотическая тема так полно сомкнулась с любовной лирикой. Поэт любит Россию не как мать, а как возлюбленную.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Россию он ощущает только в движении, в устремлении вперед, в бескрайнюю даль будущего и выражает это лирически окрашенным пейзажем, образами:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль….
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Таким А.Блока читатель увидел в его знаменитом цикле «На поле Куликовом». Когда Блок писал его, он размышлял о народе, об исторических судьбах страны. Цикл состоит из пяти стихотворений, объединенных единой целью. Поэт пытался показать поворотные для Древней Руси события – битвы между ратью Московского великого князя Дмитрия Ивановича (впоследствии прозванного Донским) и татарским войском:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь….
Мы, сам друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
…Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна….
«Мы» для Блока не только поколение, «полки», это все герои, которые из века в век готовы «за святое дело мертвым лечь».
И образ родины, Руси чувствуется постоянно на протяжение всего цикла. У Блока «средь ночных полей», «в тумане над Непрядвой спящей» появляется «лик нерукотворный», чтобы поддержать воинов. И каждый раз после сечи воцаряется ночь, тьма,»дикие страсти», вселяющие в «растерзанное сердце» лирического героя отчаяние:
И я с вековою тоскою,
Как волк над ущербной луною,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобою!
Для поэта Куликовская битва - символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, которая копилась под гнетом, взрывается мятежом:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
И мы чувствуем вместе с поэтом, что его родина несется, как «степная кобылица», навстречу катастрофе, и остановить её невозможно. Ведь это был уже 1908 год…