«век нынешний» и «век минувший». спор поколений в комедии «горе от ума».
фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
комедия «горе от ума» а.с.грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. в пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. главный герой «горя от ума» александр андреевич чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». также представлен в комедии «горе от ума» спор поколений. что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «горя от ума».
«век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. главным представителем консервативного дворянства является павел афанасьевич фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. он в казенном доме. его дочь софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «горе от ума».
в первом действии фамусов застает софью в комнате с молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. ему не нравится поведение дочери, и фамусов начинает читать ей мораль. в его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «дались нам эти языки! берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». к иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
однако фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. в связи с этим в пьесе «горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. о себе фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой лизой? для фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. и если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. даже лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с молчалиным, а от общественных пересудов: «грех не беда, молва не хороша». эта позиция характеризует фамусова как морально разложившегося человека. а имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
в связи с этим напрашивается вывод, что для фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
этот принцип обхождения с людьми фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. расчет и выгода господствуют в жизни фамусова и его сторонников: «будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. они заложники и рабы своего собственного комфорта: «да и кому в москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? »
то, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. и это уже не просто спор поколений в произведении «горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. с большим восхищением фамусов вспоминает своего дядю максима петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». чем заслужил он свое высокое положение в обществе? однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. увидев улыбку на лице самодержицы, максим петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. такое умение «подслужиться», по мнению фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
своей дочери фамусов прочит в женихи полковника скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с и чинами».
«век нынешний» и «век минувший». спор поколений в комедии «горе от ума».
фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
комедия «горе от ума» а.с.грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. в пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. главный герой «горя от ума» александр андреевич чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». также представлен в комедии «горе от ума» спор поколений. что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «горя от ума».
«век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. главным представителем консервативного дворянства является павел афанасьевич фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. он в казенном доме. его дочь софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «горе от ума».
в первом действии фамусов застает софью в комнате с молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. ему не нравится поведение дочери, и фамусов начинает читать ей мораль. в его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «дались нам эти языки! берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». к иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
однако фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. в связи с этим в пьесе «горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. о себе фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой лизой? для фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. и если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. даже лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с молчалиным, а от общественных пересудов: «грех не беда, молва не хороша». эта позиция характеризует фамусова как морально разложившегося человека. а имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
в связи с этим напрашивается вывод, что для фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
этот принцип обхождения с людьми фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. расчет и выгода господствуют в жизни фамусова и его сторонников: «будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. они заложники и рабы своего собственного комфорта: «да и кому в москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? »
то, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. и это уже не просто спор поколений в произведении «горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. с большим восхищением фамусов вспоминает своего дядю максима петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». чем заслужил он свое высокое положение в обществе? однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. увидев улыбку на лице самодержицы, максим петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. такое умение «подслужиться», по мнению фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
своей дочери фамусов прочит в женихи полковника скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с и чинами».
ответ:
добрый день вот держи!