Благородство Петра Гринева проявлялось и в малом и в большом. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым только познакомился. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги с простить долг не заставили Гринева сделать это: проигрался — отдавай. О чести Петр Гринев помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать это. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек. А атмосфера в доме Гриневых была как нельзя более подходящей для того, чтобы из Петруши вырос высоконравственный человек. Мальчику было с кого брать пример. Пушкин от лица Савельича на первых страницах повести знакомит нас с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...». Такими словами воспитывает старый слуга Петра Гринева, который впервые напился и вел себя недостойно. Швабрин — полная противоположность Гриневу. То, что понятие чести незнакомо этому человеку открывается уже в сцене дуэли: используя замешательство Гринева, связанное с окриком Савельича, Швабрин наносит ему удар. Честь для Швабрина ничто по сравнению с жизнью. Чтобы себя от смерти, он запросто становится на сторону Пугачева, бывшего противника, и без сожаления готов вершить суд над теми, кто еще недавно был ему если не товарищем, то сослуживцем и добрым знакомым. Машу Швабин любит, однако это чувство далеко от благородства: используя свое положение завоевателя, а ее — сироты, он бесстыдно и грубо принуждает девушку стать его женой. Совсем по-другому ведет себя в истории с Пугачевым Гринев. Сначала он мужественно идет на смерть, потом честно признается Пугачеву, что не разделяет его взглядов. Эту прямоту, еще больше, чем благодарность за старую услугу, оценил крестьянский предводитель и помиловал Гринева. Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде ареста. Петр не хочет впутывать в историю с Пугачевым Машу Миронову, он слишком ее любит, поэтому и не называет имени девушки. А ведь поступи он иначе, ссылки могло и не быть.
Как просто было в юности, когда Делила мир на совершенно разных два: Один – хороший, ласковый, простой, Другой – жестокий, безобразный, злой.
Людей делила на хороших и плохих, Одних любила, ненавидела других. Был чёрно-белый и довольно строгий взгляд На всё, что делают вокруг и говорят.
Теперь, когда я вижу мир иным, Когда он разный, но на части не делим, Когда в нём красок бесконечное число, Мне стало сложно различать добро и зло.
Такие вещи жизнь совместить: Ложь и обман – чтоб отношенья укрепить, Вам улыбнуться – чтобы ваше взять себе, А убивают – ради мира на земле.
Такой был случай. У ларька мужик сидел, Просил дать денег, ведь он много дней не ел. Шла мимо женщина, добрейшая душа, И щедро крупную купюру подала.
Мужик напившись сильно, на скамейку лёг. Была зима, но он зайти домой не смог, Так и замёрз, и умер, лёжа под окном. Выходит, щедрость для него явилась злом?
Другой сюжет. Несчастье – парень в шок, И пусть с родными он был дерзок и жесток, Но их потеря боль такую принесла – Ещё б немного и, глядишь, сошёл с ума.
Боль поутихла, но оставила свой след – Он изменился, жизнь свою пересмотрев, И стал добрее к тем, кто тянется к нему. Так что? – Несчастье привело его к добру?
Но не возможно чёткий дать ответ – Что плохо в этом мире, а что нет. Ну вот, к примеру, ложь – скорее, зло. Но представляете к чему бы привело, Когда бы правду ляпал каждый всем и вся При том, что правда есть у каждого своя.
Умы великие пытались дать совет, Кто наставления напишет, кто завет. Но все по-разному читают их труды, А спор "кто прав" порой доводят до войны.
Всё для чего-то и друг с другом сплетено, И часто рядышком идут добро и зло, И, как и я, все выбирают путь к добру, Но всяк – по взгляду и понятью своему.
По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым только познакомился. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги с простить долг не заставили Гринева сделать это: проигрался — отдавай.
О чести Петр Гринев помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать это. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек.
А атмосфера в доме Гриневых была как нельзя более подходящей для того, чтобы из Петруши вырос высоконравственный человек. Мальчику было с кого брать пример. Пушкин от лица Савельича на первых страницах повести знакомит нас с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...». Такими словами воспитывает старый слуга Петра Гринева, который впервые напился и вел себя недостойно.
Швабрин — полная противоположность Гриневу. То, что понятие чести незнакомо этому человеку открывается уже в сцене дуэли: используя замешательство Гринева, связанное с окриком Савельича, Швабрин наносит ему удар. Честь для Швабрина ничто по сравнению с жизнью. Чтобы себя от смерти, он запросто становится на сторону Пугачева, бывшего противника, и без сожаления готов вершить суд над теми, кто еще недавно был ему если не товарищем, то сослуживцем и добрым знакомым.
Машу Швабин любит, однако это чувство далеко от благородства: используя свое положение завоевателя, а ее — сироты, он бесстыдно и грубо принуждает девушку стать его женой.
Совсем по-другому ведет себя в истории с Пугачевым Гринев.
Сначала он мужественно идет на смерть, потом честно признается Пугачеву, что не разделяет его взглядов.
Эту прямоту, еще больше, чем благодарность за старую услугу, оценил крестьянский предводитель и помиловал Гринева.
Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде ареста.
Петр не хочет впутывать в историю с Пугачевым Машу Миронову, он слишком ее любит, поэтому и не называет имени девушки.
А ведь поступи он иначе, ссылки могло и не быть.
Как просто было в юности, когда
Делила мир на совершенно разных два:
Один – хороший, ласковый, простой,
Другой – жестокий, безобразный, злой.
Людей делила на хороших и плохих,
Одних любила, ненавидела других.
Был чёрно-белый и довольно строгий взгляд
На всё, что делают вокруг и говорят.
Теперь, когда я вижу мир иным,
Когда он разный, но на части не делим,
Когда в нём красок бесконечное число,
Мне стало сложно различать добро и зло.
Такие вещи жизнь совместить:
Ложь и обман – чтоб отношенья укрепить,
Вам улыбнуться – чтобы ваше взять себе,
А убивают – ради мира на земле.
Такой был случай. У ларька мужик сидел,
Просил дать денег, ведь он много дней не ел.
Шла мимо женщина, добрейшая душа,
И щедро крупную купюру подала.
Мужик напившись сильно, на скамейку лёг.
Была зима, но он зайти домой не смог,
Так и замёрз, и умер, лёжа под окном.
Выходит, щедрость для него явилась злом?
Другой сюжет. Несчастье – парень в шок,
И пусть с родными он был дерзок и жесток,
Но их потеря боль такую принесла –
Ещё б немного и, глядишь, сошёл с ума.
Боль поутихла, но оставила свой след –
Он изменился, жизнь свою пересмотрев,
И стал добрее к тем, кто тянется к нему.
Так что? – Несчастье привело его к добру?
Но не возможно чёткий дать ответ –
Что плохо в этом мире, а что нет.
Ну вот, к примеру, ложь – скорее, зло.
Но представляете к чему бы привело,
Когда бы правду ляпал каждый всем и вся
При том, что правда есть у каждого своя.
Умы великие пытались дать совет,
Кто наставления напишет, кто завет.
Но все по-разному читают их труды,
А спор "кто прав" порой доводят до войны.
Всё для чего-то и друг с другом сплетено,
И часто рядышком идут добро и зло,
И, как и я, все выбирают путь к добру,
Но всяк – по взгляду и понятью своему.
Татьяна Валяева 2005