I. История создания: 1. Возникновение замысла поэмы. 2. Первоначальный план поэмы и его осуществление. 3. Жизненные основы поэмы. II. История издания поэмы. Цензурные изменения. III. Идейное своеобразие поэмы: 1. Тематика. Показ России «с одного боку», в ее отрицательной сущности. 2. Идейная направленность (показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему). 3. Основной конфликт (внутренние силы народа и невозможность их реализации). 4. Проблематика (состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношения помещиков и крестьян, суд народа и России и т. д.). 5. Смысл названия поэмы. Два мира поэмы (реальный и идеальный). Вопросы: 1. Как возник замысел поэмы? 2. Каков был первоначальный план поэмы? Удалось ли Гоголю полностью ею осуществить? 3. На каких жизненных фактах основан сюжет поэмы? 4. Какие трудности и почему возникли при прохождении цензуры? Почему название поэмы было изменено? 5. Как вы понимаете слова Гоголя о том, что он хотел «показать с одного боку всю Русь»? 6. Для чего Гоголю необходимо было показать отрицательную сущность России? Как это связано с особенностями его мировоззрения? 7. Каким образом основной конфликт поэмы связан с ее проблематикой? 8. В чем смысл названия поэмы? 9. Как название поэмы связано с двуплановостью ее композиционного построения? 10. Как в поэме представлены реальный и идеальный мир? Задания: 1. Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Напишите заключение цензора, объясняющее причины невозможности публикации этой главы книги. 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путь к идеальной России».
1. Возникновение замысла поэмы.
2. Первоначальный план поэмы и его осуществление.
3. Жизненные основы поэмы.
II. История издания поэмы. Цензурные изменения.
III. Идейное своеобразие поэмы:
1. Тематика. Показ России «с одного боку», в ее отрицательной сущности.
2. Идейная направленность (показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему).
3. Основной конфликт (внутренние силы народа и невозможность их реализации).
4. Проблематика (состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношения помещиков и крестьян, суд народа и России и т. д.).
5. Смысл названия поэмы. Два мира поэмы (реальный и идеальный).
Вопросы:
1. Как возник замысел поэмы?
2. Каков был первоначальный план поэмы? Удалось ли Гоголю полностью ею осуществить?
3. На каких жизненных фактах основан сюжет поэмы?
4. Какие трудности и почему возникли при прохождении цензуры? Почему название поэмы было изменено?
5. Как вы понимаете слова Гоголя о том, что он хотел «показать с одного боку всю Русь»?
6. Для чего Гоголю необходимо было показать отрицательную сущность России? Как это связано с особенностями его мировоззрения?
7. Каким образом основной конфликт поэмы связан с ее проблематикой?
8. В чем смысл названия поэмы?
9. Как название поэмы связано с двуплановостью ее композиционного построения?
10. Как в поэме представлены реальный и идеальный мир?
Задания:
1. Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Напишите заключение цензора, объясняющее причины невозможности публикации этой главы книги.
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путь к идеальной России».