Мизгирь из пьесы А. Островского «Снегурочка» привлекает внимание читателей, не смотря на то, что является второстепенным действующим лицом. С ним мы знакомимся уже в первом действии произведения. Из перечня действующих лиц «Снегурочки» узнаем, что Мизгирь – торговый гость из посада Берендеева. Далее оказывается, что это жених Купавы. Девушка с восторгом рассказывает о нем Снегурочке: «Парень пригож собой, жениться обещает», «он богатый, отецкий сын». Родители Купавы обрадовались, узнав, кто станет их зятем.
Мизгирь приезжает в слободку, где живет Купава, чтобы познакомиться с девицами и парнями. Сначала молодые люди разыгрывают выкуп невесты. Мизгирь щедро платит за нее деньгами, орехами и пряниками. Парень знает, что с ним никто не сравнится богатствами, поэтому ведет себя горделиво, даже позволяет себе грубить. Например, Курилке говорит: «Так прочь поди; да поумней пошлите кого-нибудь». Тем не менее, слободские ребята не решаются вступить с чужаком в драку.
Мизгирь неравнодушен к девичьей красоте. Купава знакомит его со Снегурочкой и парень сразу влюбляется в лесную красавицу. Без сомнений и угрызений совести он бросает Купаву и приглашает Снегурку идти с ним веселиться. Бывшая невеста теперь ему совсем неинтересна, поэтому Мизгирь говорит: «И для любви погасшей возврата нет, Купава». Этот эпизод показывает, что парень собирался жениться не по любви, а просто искал себе в дом «хозяйку».
По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сюжете, отношение к нему берендеев, мотивировка поведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к верованиям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.
Объяснение:
Мизгирь — одно из наименований паука. В традиционной культуре паук — существо близкое к сонму нечисти, коварное, злое, агрессивное. Существуют устойчивые представления о том, что убившему паука прощается семь грехов. С другой стороны, мизгирь воспринимается и как одна из ипостасей домового, считается, что паука в доме нельзя убивать, так как он приносит богатство и благополучие. Удивительным образом оба отношения сходятся в образе Мизгиря-купца. Купцов издавна уважали на Руси, наделяли особыми качествами и знаниями, почти волшебными, а то и магическими, благодаря их пребыванию в далеких странах, на краю земли, значит, близости к неведомому, потустороннему и опасному. (Вспомним новгородского былинного Садко, купца из «Аленького цветочка» и др.) Деньги, золото, богатство обычно воспринимали как признак либо чудесного дара или случая, либо как следствие разбоя, нечистой и нечестной сделки.
В народе с пауком связана брачная и любовная тематика. В свадебной обрядности белорусов, жителей западнорусских губерний используются сплетенные из соломы сложные фигуры — символы счастья и крепкого союза. Такой предмет назывался паук, он прикреплялся к потолку избы, часто над столом, где проходил брачный пир.
Мизгирь — заморский купец — хоть и из берендеева рода, но чужой, оторвавшийся от своих корней. В этом смысле он настоящий сказочный жених — незнамый и богатый, дарующий героине счастье, но и свадебный «чуж-чужанин» - жених, прибывший из-за моря, «из-за лесу, из-за гор» и связанный прежде всего с представлениями о разлуке и неволе. Горячность, эгоизм, агрессивность Мизгиря сродни прямо противоположному полюсу — холодности и пассивности Снегурочки. То и другое в крайних своих проявлениях — чуждо простым берендеям и опасно для сообщества людей.
Добавим, что известен ритуал, приуроченный к концу лета, — изгнание из дома насекомых посред? ством колосьев нового урожая. Тараканов, пауков, клопов собирают в коробок и зарывают (хоронят) в землю со словами: «Ржаной сноп — в дом, тараканы — вон!».
Таким образом, сама тема избавления от насекомых, принимая обличье потешки, а когда-то, быть может, и серьезного ритуала, была актуальна для традиционного общества. И в определенных ситуациях изгнание, умервщление паука (мизгиря) считалось делом благим и необходимым. Еще одно дополнение — известны магические ритуалы вызывания дождя с пауков, что подчеркивает изначальную, мифологическую причастность паука водной стихии, внечеловеческому миру. В контексте же «Снегурочки» как бы сходятся все народные представления о пауке, что оправдывает изгнание Мизгиря из пределов Берендеева царства и заставляет рассматривать его гибель как возвращение в родную (вне-человеческую) стихию, в иномирье, что, естественно, понималось как восстановление утраченного порядка и справедливости и возврату нормальной жизни, приходу Ярилы-Солнца и лета. Вода оказывается и родной стихией Снегурочки, ее сущностью и нормальным природным существованием в весенне-летний период, так что смерть влюбленных — это возврат к естеству. Слияние в одной стихии объединяет их — разных, но тождественных в чужести по отношению к людям и в обреченности смерти ради устранения дисгармонии в мире.
Мизгирь из пьесы А. Островского «Снегурочка» привлекает внимание читателей, не смотря на то, что является второстепенным действующим лицом. С ним мы знакомимся уже в первом действии произведения. Из перечня действующих лиц «Снегурочки» узнаем, что Мизгирь – торговый гость из посада Берендеева. Далее оказывается, что это жених Купавы. Девушка с восторгом рассказывает о нем Снегурочке: «Парень пригож собой, жениться обещает», «он богатый, отецкий сын». Родители Купавы обрадовались, узнав, кто станет их зятем.
Мизгирь приезжает в слободку, где живет Купава, чтобы познакомиться с девицами и парнями. Сначала молодые люди разыгрывают выкуп невесты. Мизгирь щедро платит за нее деньгами, орехами и пряниками. Парень знает, что с ним никто не сравнится богатствами, поэтому ведет себя горделиво, даже позволяет себе грубить. Например, Курилке говорит: «Так прочь поди; да поумней пошлите кого-нибудь». Тем не менее, слободские ребята не решаются вступить с чужаком в драку.
Мизгирь неравнодушен к девичьей красоте. Купава знакомит его со Снегурочкой и парень сразу влюбляется в лесную красавицу. Без сомнений и угрызений совести он бросает Купаву и приглашает Снегурку идти с ним веселиться. Бывшая невеста теперь ему совсем неинтересна, поэтому Мизгирь говорит: «И для любви погасшей возврата нет, Купава». Этот эпизод показывает, что парень собирался жениться не по любви, а просто искал себе в дом «хозяйку».
По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сюжете, отношение к нему берендеев, мотивировка поведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к верованиям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.
Объяснение:
Мизгирь — одно из наименований паука. В традиционной культуре паук — существо близкое к сонму нечисти, коварное, злое, агрессивное. Существуют устойчивые представления о том, что убившему паука прощается семь грехов. С другой стороны, мизгирь воспринимается и как одна из ипостасей домового, считается, что паука в доме нельзя убивать, так как он приносит богатство и благополучие. Удивительным образом оба отношения сходятся в образе Мизгиря-купца. Купцов издавна уважали на Руси, наделяли особыми качествами и знаниями, почти волшебными, а то и магическими, благодаря их пребыванию в далеких странах, на краю земли, значит, близости к неведомому, потустороннему и опасному. (Вспомним новгородского былинного Садко, купца из «Аленького цветочка» и др.) Деньги, золото, богатство обычно воспринимали как признак либо чудесного дара или случая, либо как следствие разбоя, нечистой и нечестной сделки.
В народе с пауком связана брачная и любовная тематика. В свадебной обрядности белорусов, жителей западнорусских губерний используются сплетенные из соломы сложные фигуры — символы счастья и крепкого союза. Такой предмет назывался паук, он прикреплялся к потолку избы, часто над столом, где проходил брачный пир.
Мизгирь — заморский купец — хоть и из берендеева рода, но чужой, оторвавшийся от своих корней. В этом смысле он настоящий сказочный жених — незнамый и богатый, дарующий героине счастье, но и свадебный «чуж-чужанин» - жених, прибывший из-за моря, «из-за лесу, из-за гор» и связанный прежде всего с представлениями о разлуке и неволе. Горячность, эгоизм, агрессивность Мизгиря сродни прямо противоположному полюсу — холодности и пассивности Снегурочки. То и другое в крайних своих проявлениях — чуждо простым берендеям и опасно для сообщества людей.
Добавим, что известен ритуал, приуроченный к концу лета, — изгнание из дома насекомых посред? ством колосьев нового урожая. Тараканов, пауков, клопов собирают в коробок и зарывают (хоронят) в землю со словами: «Ржаной сноп — в дом, тараканы — вон!».
Таким образом, сама тема избавления от насекомых, принимая обличье потешки, а когда-то, быть может, и серьезного ритуала, была актуальна для традиционного общества. И в определенных ситуациях изгнание, умервщление паука (мизгиря) считалось делом благим и необходимым. Еще одно дополнение — известны магические ритуалы вызывания дождя с пауков, что подчеркивает изначальную, мифологическую причастность паука водной стихии, внечеловеческому миру. В контексте же «Снегурочки» как бы сходятся все народные представления о пауке, что оправдывает изгнание Мизгиря из пределов Берендеева царства и заставляет рассматривать его гибель как возвращение в родную (вне-человеческую) стихию, в иномирье, что, естественно, понималось как восстановление утраченного порядка и справедливости и возврату нормальной жизни, приходу Ярилы-Солнца и лета. Вода оказывается и родной стихией Снегурочки, ее сущностью и нормальным природным существованием в весенне-летний период, так что смерть влюбленных — это возврат к естеству. Слияние в одной стихии объединяет их — разных, но тождественных в чужести по отношению к людям и в обреченности смерти ради устранения дисгармонии в мире.