Тема стихотворения - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире. Создатель образа "лишнего человека" очень одинок. "...Я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы". "Листок" - это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний героя, описания действующих лиц, местности. Листок – на первом плане, и каждая строфа – это новый виток повествования. Главный герой "оторвался от ветки родимой", "в степь укатился, жестокою бурей гонимый", "засох и увял". В этом аллегорическом образе мы видим характерные для героев Лермонтова черты: : ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе. . .И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности". Он "вырос в отчизне суровой", которая сильна и могуча, ведь недаром Лермонтов уточняет: листок оторвался от дуба. Автор использует прием противопоставления. Пропасть лежит между чинарой, её "свежими сынами" и "бедным листочком дубовым". Это противопоставление является основным компонентом сюжета, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Довольство чинары, все ее преимущества подчёркивают трагизм положения листка, его обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души. Система образов стихотворения включает, с одной стороны, "родимую ветку", от которой оторвался листок, бурю, которая гнала его; с другой стороны – "Черное море", омывающее корни, "райские птицы", поющие песни, ветер, "ласкающий зеленые ветви". Автобиографический мотив изгнанничества, переданный в излюбленной Лермонтовым аллегорической форме, превращается здесь в бегство от "отчизны суровой". Здесь вековечный покой, в котором пребывает Восток, уже выступает как вожделенное для странника состояние беспечного блаженства, гармоничного слияния с природой. В более ранних своих стихотворениях Лермонтов скорее пренебрежительно отзывался об этом "бесчувственном" покое; но теперь его герой готов и в этом, совершенно чуждом ему мире искать убежища от своей тоски и одиночества.
!.Утром казаки покинули крепость и насильно увели с собой Юлая. 2.Маша выехать в Оренбург не успела. 3.К стенам крепости подъезжают четыре казака-изменника. Они предлагают сдаться и признать Пугачева государем. 4.Капитан велит стрелять. Одного из переговорщиков убивают, остальные бросаются прочь. 5.Штурм крепости. Коменданту удается выстрелить из пушки , затем он велит открыть ворота и бросается на вылазку. Но солдаты не следуют за командиром. 6.Нападающие врываются в крепость. 7.Виселица на площади. 8.Собирается народ, многие встречают бунтовщиков хлебом и солью. 9.Самозванец сидит в кресле на крыльце комендантского дома и принимает от пленных присягу. 10.Иван Игнатьич и Миронов присягнуть отказываются. Их тут же вешают. 11.Швабрин в кругу мятежников. 12Гринева ведут к виселице за отказ присягнуть самозванцу. 13.Савельичу удается вымолить помилование. 14.Гринева освобождают. 15. Василиса Егоровна. Увидев своего мужа на виселице, она называет Пугачева беглым каторжником. Старуху убивают.
!.Утром казаки покинули крепость и насильно увели с
собой Юлая.
2.Маша выехать в Оренбург не успела.
3.К стенам крепости подъезжают четыре казака-изменника.
Они предлагают сдаться и признать Пугачева государем.
4.Капитан велит стрелять.
Одного из переговорщиков убивают, остальные бросаются
прочь.
5.Штурм крепости.
Коменданту удается выстрелить из пушки ,
затем он велит открыть ворота и бросается на вылазку.
Но солдаты не следуют за командиром.
6.Нападающие врываются в крепость.
7.Виселица на площади.
8.Собирается народ, многие встречают бунтовщиков хлебом
и солью.
9.Самозванец сидит в кресле на крыльце комендантского
дома и принимает от пленных присягу.
10.Иван Игнатьич и Миронов присягнуть отказываются.
Их тут же вешают.
11.Швабрин в кругу мятежников.
12Гринева ведут к виселице за отказ присягнуть
самозванцу.
13.Савельичу удается вымолить помилование.
14.Гринева освобождают.
15. Василиса Егоровна.
Увидев своего мужа на виселице, она называет Пугачева
беглым каторжником.
Старуху убивают.