“героем” своего времени, вероятно, следует называть человека, отразившего в своей личности, в своем мировоззрении основные черты эпохи. мне кажется, что базаров — интересная, неоднозначная личность — именно и воплотил в себе основные черты нового человека 60-х годов xix века. это демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. евгений много работал и добивался всего сам. когда он учился в университете, то ни копейки не взял у родителей. базаров сам зарабатывал себе на жизнь и при этом успевал хорошо учиться. вообще, базаров — умный и сильный человек. но, как мне кажется, негативной чертой героя является то, что он отрицает то, чего не может понять. он не любит и не понимает искусство и поэзию, так как не видит в них никакого смысла. базаров признает только естественный опыт жизни. в этом с ним нельзя согласиться: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю, что базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. также евгений не ценит красоту природы. он говорит: “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. он и пользуется ею как мастерской. по утрам базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. он просто проводит наблюдение и ищет материал для своих опытов. но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской”, не замечая вокруг себя ничего прекрасного. в базарове привлекает яркая индивидуальность. он не стремится никому подражать, он не боится быть не таким, как все. базаров искренне верит в то, чем занимается. другими словами, он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого мировоззрения. слово “нигилизм” было новым в 60-е годы xix века, и тургенев первым показал, что стоит за этим определением. его герой, безусловно, являлся носителем новых, оппозиционных идей и представлял собой новый человеческий тип — пусть излишне безапелляционный, но думающий, делающий, живой. с моей точки зрения, именно он — “герой своего времени”.
Отъезд тихона. центральным моментом этой сцены является прощание катерины с мужем перед его отъездом. тихон отказывается взять катерину с собой, обрушивает на нее, жаждущую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство жизнью. это норма его отношения к жене. когда катерина на кабанихи, что она не воет после отъезда мужа, заявляет: «не к чему! да и не умею. что народ-то смешить! », - мы воспринимаем это как начало протеста. роль эпизода - сцена является кульминацией внутренней борьбы катерины. данное явление — непосредственное продолжение предыдущей сцены, когда очередная обида катерины была порождена словами, усугубившими мучения и сомнения влюбленной женщины. мужу катерина изменяет не по собственной прихоти, и не "в знак протеста" против калиновских нравов, и не ради "эмансипации". ещё раз прочтите явление 4-е действия 2-го: оставшись наедине с мужем, катерина (уже влюблённая в бориса и уже фактически признавшаяся в этой любви варваре) просит его: "тиша, не уезжай! ради бога, не уезжай! голубчик, прошу я тебя! " . уже окончательно поняв, что мужу она не нужна, катерина молит его: "возьми ты с меня какую-нибудь клятву " но и этого тихон не делает. любви, настоящего чувства, истинной верности от катерины никто не ждёт, никто не требует. кабаниха, которая олицетворяет собою калиновскую обывательскую традицию, настаивает лишь на строжайшем соблюдении внешних форм. что там в душе делается, на самом деле происходит, её совершенно не волнует. это особенно ярко видно в сцене прощания катерины с тихоном перед его отъездом (действие 2-е, явления 4-е и 5-е) : "что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! не с любовником прощаешься! он тебе муж, глава! аль порядку не знаешь? в ноги кланяйся! "