В новом учебном году в школе появляется новый учитель , грек харлампий диогенович. ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». харлампий диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом. однажды ученик 5-«б» класса, главный герой рассказа, не сделав , ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. сначала уколы должны были сделать 5-«а» классу, а в 5-«б» они зашли по ошибке. наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«а» класс находится далеко, и они его могут не найти. по дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса. одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую », но медсестра приводит мальчика в чувство. после ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и харлампий диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с . харлампий диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. но геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости. спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь наверное и древний рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. харлампий диогенович смехом закалял их детские души.
Маленький человек не виноват в том, что он пришел в мир на стыке тысячелетий, когда глобальные противоречия, сталкиваясь, начинают крушить все на своем пути. И обязанность взрослых от разрушения мир детской души, передав в руки подрастающих граждан России культурное и историческое наследие человечества. Воплощение этой идеи издательство видит в издании книг серии «Ученые России – детям». Уже подготовлены к выходу в свет произведения корифеев исторической науки: С.Лурье «Заговорившие таблички», С.Лурье «Письмо греческого мальчика», М.Матье «День египетского мальчика», Р.Рубинштейн «Глиняный конверт», Н.Остроменцкая, Н.Бромлей «Приключения мальчика с собакой», А.Каждан «В поисках минувших столетий», Я.Свет «Последний инка». Академик РАН, ученый с мировым именем Сергей Сергеевич Аверинцев так отозвался о начинании издательства: «У меня особые причины для выражения солидарности по отношению к серии книг «Ученые России – детям». Моя собственная жизнь сложилась так, что я до сих пор ощущаю самую кровную связь с теми книгами по истории искусства, литературы и вообще культуры, какие были у меня в детстве и отрочестве. Тогда, именно тогда человек становится тем, чем ему предстоит стать… Меня страшит замыкание научной мысли в кругу общения коллег, а значит, предоставление всего пространства вне этого круга беспрепятственному произволу шарлатанов. Реальное дело, направленное на то, чтобы подготовить из вступающих в жизнь поколений образованную публику завтрашнего дня – святое дело». Книги серии, адресованные школьникам 8-12 лет, посвящены истории мировой цивилизации и истории русской культуры. Уникальность и ценность этих книг заключены в самих ее создателях – незаурядных, известных во всем мире ученых. Их повести и рассказы написаны на основе глубоких знаний истории древней и современной культуры: религии, литературы, живописи, архитектуры, археологии, мифологии… Знание предмета и талант писателя, присущие известным ученым им создать десятки книг, издававшихся во второй половине XX века. Выпущенные в советское время, порой вопреки пожеланиям чиновников и цензоров, эти книги были оценены по достоинству и рекомендованы в качестве дополнительной литературы по внеклассному чтению. В издательстве готовятся к переизданию целый ряд таких книг. Из них школьники узнают, что такое мифология и культура, наука, политика, архитектура, познакомятся с жизнью гениальных личностей. При этом все сведения легко запоминаются благодаря приключенческим сюжетам и обаянию главных героев. Серия «Ученые России – детям» особенно актуальна сегодня, когда школам предложен не один десяток учебников, вразнобой трактующих вопросы отечественной и мировой истории. Непререкаемый профессионализм и писательский дар авторов книг, предлагаемых юным читателям, сможет противостоять создавшейся неразберихе. В серию войдут не только переиздаваемые, но и новые книги, заказанные издательством ученым разных направлений. Ведь оттого, чему научат ребенка в школе, лицее, гимназии, во многом зависит, каким он вырастет человеком и гражданином. «Знания полагается усваивать из школьных учебников. Но школьные учебники не всегда хороши, особенно в руках неумелых учителей. На моей памяти, чем дальше, тем большим источником знаний становилась научно-популярная литература. И она была хороша, когда авторами ее были настоящие ученые, наделенные к тому же писательскими Это бывает чаще, чем кажется, и книги, написанные ими, не стареют. Собрать их в одну серию – очень хороший замысел, и выходу в свет этой серии можно только радоваться. Она для детей, но читать ее будут и взрослые». Эти слова принадлежат известному ученому, филологу и историку, академику РАН Гаспарову Михаилу Левоновичу. Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000017778
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000017778