Кобломову приходят посетители, рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут обломова на первомайские гулянья в екатерин-гоф. тот отнекивается, ссылаясь то на дождь, то на ветер, то на дела. первый из посетителей — волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами» . он рассказывает о визитах, о новом фраке, о том, что влюблен, что ездит в разные дома на «среды» , «пятницы» и «четверги» , хвастает новыми перчатками и т. д. ледующим приходит судьбинский, с которым обломов служил канцелярским чиновником. судьбинский сделал карьеру, получает большое жалованье, весь в делах, скоро будет представлен к ордену, собирается жениться на дочери статского советника, в приданое берет 10 тысяч, казенную квартиру в 12 комнат и т. д. следующим приходит «худощавый, черненький господин, заросший весь , усами и эспаньолкой. он был одет с умышленной небрежностью» . фамилия его — пенкин, он сочинитель. пенкин интересуется, не читал ли обломов его статью «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, о вновь изобретенном составе против » . пенкин ратует за «реальное направление в » , написал рассказ о том, «как в одном городе городничий бьет мещан по зубам» , сове-«тует прочесть «великолепную вещь» , в которой «слышится то вдант, то шекспир» и автор которой бесспорно велик — «любовь взяточника к падшей женщине» . обломов относится к его словам скептически и говорит, что не станет читать. на вопрос пенкина, что он читает, обломов отвечает, что «больше все путешествия» . входит следующий гость — алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной .. его многие называли иваном иваньшем, другие — иваном васильевичем, третьи — иваном михайловичем.. присутствие его ничего не придаст обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет от него.. если при таком человеке подадут другие нищему милостыню — и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются — так и он обругает и посмеется с другими.. в службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему именйо он способен.. встретится ему знакомый на улице. «куда? » — спросит. «да вот иду на службу, или в магазин, или проведать кого-нибудь» . «пойдем лучше со мной, — скажет тот, — на почту, или зайдем к портному, или прогуляемся» , — и он идет с ним, заходит и к портному, и на почту, и прогуливается в противоположную сторону от той, куда шел» . всем гостям обломов пытается на свои «две беды» — на деревенского старосту и на то, что его заставляют под предлогом ремонта съезжать с квартиры. но никто не хочет слушать, все заняты своими делами. приходит следующий посетитель — тарантьев, «человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется. между тем сам, как двадцать пять лет назад определился в какую-то канцелярию писцом, так в этой должности и дожил до седых волос. ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтобы он пошел выше. дело в том, что тарантьев был мастер только » . зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? наверное, каждый из посетителей ильи ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо лежания на диване. после ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. и оценка эта всегда отрицательная.
Образ петра i интересовал, увлекал пушкина всю жизнь. пётр i – полководец, патриот своего отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. пётр i действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. пётр – герой. ему присуще красота, сила, величие, мощь. “и он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой ”. в поэме «полтава» образ петра воспринимается как полубог, вершитель судеб россии. вот как описано явление петра на бранном поле: «тогда-то свыше вдохновенный раздался звучный глас петра… » сочетание ужасного и прекрасного в образе петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. прекрасен, гармоничен этот государь, победивший карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «в шатре своем он угощает своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает, и за учителей своих заздравный кубок поднимает» . значительность роли петра первого в поэме подтверждает эпилог. через сто лет после полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих ”. осталась только — огромный памятник петра первого. памятник — главное, что есть в эпилоге, главное, что осталось после битвы. поэтому петр первый становится, можно сказать, идеальным героем. образу петра в поэме противопоставлен образ другого полководца карла 12. поэт и в изображении карла. молодой король по призванию был воином. своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. они верили в него и преклонялись перед ним. это был король-солдат, который жил только армией, войной, . никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было. пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. вот как описывает карла в поэме мазепа: «он слеп, , нетерпелив, и легкомысленен, и кичлив» . его поражение предопределено, это чувствует и сам карл. : «казалось, карла приводил желанный бой в недоуменье…» упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, карл переправился чрез днепр с мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в турецкой империи. но и там он не нашёл поддержки. эпилог «полтавы» сводит все содержание поэмы воедино: прошло сто лет — и что ж осталось от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей? их поколенье миновалось — и с ним исчез кровавый след усилий, бедствий и побед. торжество дела петра воплощено в судьбе россии, во имя которой он творил; память о карле xii неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии